Осенью этого года в сети можно найти бурные обсуждения новой инициативы Минпромторга. Речь идет о привязке утильсбора к мощности мотора и введении прогрессивной шкалы. Льготная ставка, по мнению ведомства, должна сохраниться только для авто, оснащенных движками до 160 л. с. Если ваш мотор более мощный, потребуется платить кратно большую сумму, утильсбор, но коммерческий. Пока нововведение в силу еще не вступило.
Нетрудно спрогнозировать, что эта реформа, затрагивающая расчет ставок утильсбора, вызовет рост цен на отечественном авторынке. Причем на множество автомобилей. Шансы не сильно подорожать есть лишь у авто с силовыми агрегатами мощностью до 160 л. с. и машин нашей сборки.
Желающим впервые купить или обновить автомобиль стоит обратить внимание: к этой второй категории недорогих авто российской сборки будут относиться и машины иностранных брендов. Многие автопроизводители, преимущественно из Китая, планируют собирать свои авто в РФ.
Что это за бренды?
Changan
В начале февраля этого года в интернете сообщалось: стартовали переговоры между концерном Changan и российским автопроизводителем из Калининграда «Автотор». Тематика переговоров — локализация автомобилей известнейшего китайского бренда.
Заметим, что у Чанган уже есть опыт сборки авто на российском предприятии — в Липецке, в 2016-2019 годах. Так что называть его последним из «большой четверки» китайских концернов, локализующим производство в РФ, не совсем верно.
Сегодня Changan продает в России достаточно много своей продукции — модельный ряд, предлагаемый российскому покупателю, довольно внушителен. Это седаны Lamore, Alsvin, Uni-V и Eado Plus, кроссоверы линеек CS и Uni — их 7, и Hunter Plus — это пикап. Итого 12 автомобилей.
Можно было легко предсказать, какую модель выберет китайский производитель для первой российской сборки. Достаточно посмотреть на данные статистики. В период январь-июнь 2025 года на учет в нашей стране поставлено 29 940 машин бренда Чанган.
Рекорд по популярности — у компактного кроссовера CS55 Plus, у нас он продается как UNI-S. В указанный период россияне купили 13 498 UNI-S — почти половину от всех проданных Чанганов. На второй позиции — субкомпактный CS35 Plus.
В сентябре на «Автоторе» началось производство продукции Changan — собрали 800 UNI-S. Официальный старт проекта еще не объявлен, но уже идет речь о будущем расширении линейки.
Возможно, калининградский завод будет собирать другие кроссоверы Changan — CS75 Plus IV и X5 Plus, внедорожник Deepal G318, а также гибрид Deepal S07, что серьезно укрепит присутствие лидера китайского автопрома на нашем рынке.
JMEV
«Автотор» распродал со складов электрокары Амберавто A5 и готовится к новому модельному году. Выпуск нескольких новых моделей ожидается весной 2026 года. Также завод продолжит работать над уже запущенными в производство проектами.
Amberauto A5 предстоит пережить рестайлинг. Надо отметить, что эта модель Амберавто — адаптированная к условиям эксплуатации в нашей стране версия электрокара JMEV Yi.
А к III кварталу (середина лета или чуть позже) появится новая модель от JMEV — это китайский бренд электрокаров, он появился в 2015 году и является дочерним подразделением JMCG.
JMEV EV3 — это компактный хэтчбэк. Электрокар действительно небольшой по габаритам, но с приличным запасом хода — 330 км без подзарядки.
Первая информация о локализации электрокара появлялась еще в 2024 году. А о локализации семиместного кроссовера вроде бы говорят до сих пор, но официальных сведений нет. Возможно, и он будет той же марки — JMEV.
BAIC
Этот китайский производитель уже выпускает автомобили на «Автоторе». Но теперь компания планирует запускать производство полного цикла — до сварки и окрашивания кузовов.
Также планируется, что в 2026 году на конвейере окажутся BAIC. Сейчас производятся 4 кроссовера, седан и 2 внедорожника.
10 октября 2025 года «Автотор» презентовал на международном газовом форуме (ПМГФ) в Санкт-Петербурге внедорожник с ГБО — BAIC BJ40. Метан является более экологичным топливом, чем бензиновое и дизельное. Калининградский завод намерен расширять модельный ряд таких ТС.
BAIC BJ40 CNG — предсерийный вариант, это внедорожник, изготовленный на нашем предприятии. Благодаря комплекту ГБО запас хода у модели не слишком большой, но и не маленький — 170 км.
Специалисты завода утверждают, что авто отличают оптимальные рабочие характеристики для использования в регионах РФ — даже с экстремальным климатом. Природный газ как главное топливо — это сокращение и затрат на эксплуатацию, и выбросов, вредных для окружающей среде.
У внедорожника 3 газовых баллона по 28 л — они помещены в специальную нишу в багажнике. Комплект ГБО от Газпрома.
Bestune
Этот китайский бренд также планирует организовать производство своих автомобилей в РФ. Но пока Bestune не сообщает информацию ни о месте будущей сборки моделей, ни о датах запуска проекта.
Bestune — один из брендов, входящих в автоконцерн FAW. Этот автопроизводитель включает также бренды Jetta и Hongqi.
На отечественном авторынке пока продается 5 моделей Bestune — лифтбэк B70 старой и новой генерации и 3 кроссовера — T55, T77, T90.
Rox Motor
Этот производитель гибридных авто тоже рассматривает возможность производить свои автомобили на нашей земле. Принятие решения отложено на 2026 год. Неофициальная информация от официального дистрибьютора Рокс: сейчас руководство компании присматривается сразу к нескольким автозаводам в РФ.
В приоритете — предприятия, где уже собирали премиальные модели. Среди них — «Автотор» и предприятие в Есипово в Московской области, где до 2022 шла сборка Mercedes-Benz.
Сегодня на нашем авторынке представлена единственная модель этой компании — это Rox 01, интеллектуальный гибридный внедорожник, напоминающий Land Rover Defender.
20.10.2025 бренд презентовал обновленную премиальную версию модели — китайцы назвали ее Adamas. Премьера нового внедорожника прошла в Абу-Даби. Пресс-служба компании сообщила, что новинка будет презентована и в РФ, после чего начнутся ее продажи на нашем рынке. Финального решения по этому вопросу стоит ждать в I квартале следующего года. К этому моменту руководство Rox Motors намерено определиться и насчет локализации у нас.
MG
Китайско-британский бренд тоже, вероятно, вскоре «пропишется» в РФ. Предварительная информация: выпускаться его модели будут под известной всем россиянам торговой маркой — а именно, «Москвич». И на одноименном предприятии.
К примеру, кроссовер HS в локализованном варианте будет именоваться «Москвич М70».
На наш рынок он поступит с турбодвигателем 1,5 л и 156 л. с. и семиступенчатой роботизированной трансмиссией. Также ожидается комплектация с турбодвижком 2 л и 200 л. с., в паре с 9AT.
GAC
Эта компания из КНР пока только изучает возможность запустить свою продукцию в нашей стране. Но руководство пока не определилось с решением.
Есть и неофициальная информация: возможно, для сборки авто GAC послужит предприятие, принадлежащее группе компаний «АГР». Однако GAC пока молчит насчет достоверности этих сведений.
Сегодня в РФ продаются 3 кроссовера этого бренда — «тройка», «четверка» и «восьмерка» линейки GS. Также российские автомобилисты могут приобрести Emprow и M8 — седан и минивэн.
KGM
Экс-SsangYong — единственный бренд не из КНР, официально работающий в РФ. Сегодня модельный ряд бренда включает 4 модели — 3 кроссовера и внедорожник.
Сейчас налажен импорт этих автомобилей из КНР. Но южнокорейский бренд планирует организовать производство своих моделей у нас — тоже на «Автоторе». Изначально предполагалось начать собирать модели KGM осенью этого года. Но сейчас запуск сдвинут на 2026 год. Какие конкретно модели будут сходить с конвейера калининградского завода, пресс-центр компании пока не уточняет. Но раньше появлялась информация, что кроссовер Tivoli (он есть у нас в продаже) в этот список не вошел.
Итак, в недалеком будущем нашим автолюбителям и поклонникам азиатского автопрома будет из чего выбирать. Причем новые авто — на любой вкус и кошелек. Если Rox Adamas явно ориентирован на сегмент состоятельных покупателей, то остальные модели вполне серийные и в нашей сборке будут доступны по стоимости. Можно надеяться, что и с комплектующими для ремонта сложностей не предвидится.