Как будет рассчитываться утильсбор
Как анонсировалось, с 1 ноября утильсбор должен был рассчитываться не только по объему двигателя, но и по мощности транспортного средства. Для машин свыше 160 лошадиных сил льготы для физических лиц отменялись, что привело бы к заметному росту цен. В результате покупатели поспешили оформить сделки заранее.
Отметим, что сейчас введение новых правил расчета утильсбора на автомобили в России отложено на месяц и теперь ожидается с 1 декабря 2025 года.
Как меняются траты россиян на автомобили
По данным «Газпромбанк автолизинга» и «Автостата», в сентябре россияне потратили на покупку новых автомобилей 409,9 млрд рублей – это рекорд за 11 месяцев. Продажи новых легковых машин составили 122,6 тыс. единиц, а уже в октябре, по прогнозу экспертов, они превысят 150 тыс. автомобилей.
Кто в лидерах по ввозу из-за утильсбора
По данным «Автостата», в начале осени было ввезено рекордное количество автомобилей. Большая часть из них пришласьна марку Toyota (19%). На втором месте – Honda (15%). Пятерку лидеров замыкают BMW, Kia и Volkswagen.
При этом в некоторых регионах фиксируется спрос на определенные модели. Например, за месяц на Дальнем Востоке выросли продажи подержанных Toyota Land Cruiser Prado. В августе 2025 года автомобили этой марки занимали лишь 9 место по продажам, но после новости об утильсборе выбились на первое место – продажи выросли на 63%.
Когда закончится всплеск продаж
Повышение утильсбора также вызвало проблемы на границах: на таможнях Дальнего Востока образовались очереди длиной до 50 км, а система электронных паспортов транспортных средств временно давала сбои. Из-за этого покупатели не могли быстро оформить автомобили, а некоторые машины застряли на складах.
Эксперты считают, что всплеск продаж носит краткосрочный характер. После вступления новых правил в силу рынок, вероятно, вернется к стагнации. Директор «Автостата» Сергей Целиков отмечает, что эффект вызван «эффектом последнего вагона»: покупатели просто перенесли планы на более ранний срок. В дальнейшем рост цен и снижение покупательской активности могут вновь охладить рынок.