В 2025 году на российском рынке могут появиться новые немецкие бренды, о чём сообщил Ульф Шнайдер, руководитель консалтинговой компании Schneider Group. FAVORIT MOTORS решил вспомнить, как немецкие бренды покидали Россию, что с ними происходило в течение двух лет и почему они решили вернуться.
Как иностранные компании покидали Россию
До 2022 года в России функционировало множество предприятий, которые занимались сборкой автомобилей иностранных брендов. Со сборочных линий сходили как бюджетные модели, вроде Volkswagen Polo или Skoda Octavia, так и премиальные, например, Mercedes-Benz GLE или BMW X7.
По итогам 2021 года немецкие бренды заняли практически 18% всего автомобильного рынка, продав 1,6 млн новых легковых машин. Однако в начале 2022-го многие немецкие компании объявили о приостановке сборочных линий внутри страны, а также прекращении поставок новых автомобилей, произведенных за рубежом.
Проблемы европейских компаний
В последнее время СМИ регулярно делятся новостями о проблемах у различных европейских автомобильных компаний. Среди наиболее резонансных можно выделить следующие:
Закрытие заводов Volkswagen
В прошлом месяце появилась информация, что в рамках борьбы с убытками Volkswagen может закрыть сразу три завода в Германии. Кроме того, компания прекратила программу гарантий занятости, которая действовала 30 лет. Таким образом, концерн начал готовиться к возможным сокращениям, которые могут начаться уже в 2025 году, как сообщает агентство Focus. В результате десятки тысяч человек могут остаться без работы.
Снижение прибыли BMW
По данным аналитиков, чистая прибыль BMW в третьем квартале 2024 года значительно снизилась. Если в прошлом году за аналогичный период компания заработала 2,93 миллиарда евро, то в этом году чистая прибыль составила всего 476 миллионов евро.
Сокращения в Audi
Генеральный директор компании Audi Гернот Делльнер объявил о сокращении 4,5 тысяч сотрудников. Почти половина из них работает в отделах, занимающихся разработкой новых продуктов. Кроме того, в ближайшие месяцы бренд может закрыть завод в Брюсселе, где собирают кроссовер Q8 e-tron.
Причины бедственного положения дел у европейских брендов
Уход с российского рынка
Одна основных причин — уход с российского рынка, который для многих компаний был в числе наиболее значимых. После прекращения продаж немецкие автопроизводители начали избавляться от своего бизнеса в России. Например, в мае 2023 года Volkswagen объявил о продаже всех своих активов одной из российских компаний. Сумма сделки не разглашается, но, по информации из разных источников, все активы VW были проданы за 125 миллионов евро.
При этом компания вложила куда большие средства в развитие своих предприятий в России за время своего присутствия на нашем рынке. Как сообщают источники, только Volkswagen инвестировал около 2 миллиардов евро в несколько заводов по всей стране.
Например, компания владела предприятием в Калуге, где ежегодно производилось более 220 тысяч автомобилей, а также заводом в Нижнем Новгороде, где выпускалось около 130 тысяч автомобилей, и моторным заводом. В результате компания Volkswagen понесла убытки на несколько сотен миллионов евро.
Электромобили показывают слабую динамику продаж
В рамках реализации «зелёной повестки» многие автопроизводители инвестировали значительные средства в разработку электромобилей. Некоторые бренды даже планировали пересмотреть свои линейки, отказавшись от двигателей внутреннего сгорания.
Однако последние статистические данные показывают, что интерес покупателей к электромобилям значительно снизился. Например, в первом квартале 2024 года в США было продано 269 тысяч электромобилей. На первый взгляд, это может показаться впечатляющим показателем. Однако это всего на 10 тысяч больше, чем в четвёртом квартале 2022 года. Многие автолюбители не готовы отказываться от привычных автомобилей из-за отсутствия развитой инфраструктуры и высокой стоимости «электричек».
В результате автопроизводители вынуждены пересматривать свои стратегии, что требует дополнительных финансовых вложений. Например, Bentley и Mercedes-Benz объявили, что они вынуждены отказаться от перехода на батареи и продолжить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Технологический прорыв китайских компаний
Долгое время европейские автомобили считались эталоном надёжности и технологичности. Однако в последнее время ситуация изменилась. Сейчас можно приобрести автомобили от компаний из Китая, которые не уступают по надёжности, но предлагают больше опций и стоят в несколько раз дешевле. Ранее FAVORIT MOTORS уже публиковал подборку китайских автомобилей стоимостью до 2 миллионов рублей, которые могут составить конкуренцию европейским брендам.
Когда в Россию вернутся немецкие компании
В недавнем интервью руководитель консалтинговой компании Schneider Group Ульф Шнайдер призвал немецкие автопроизводители вернуться на российский рынок. Он отметил, что россияне не заметили ухода европейских брендов, переключившись на автомобили китайских производителей.
«Нельзя сказать, что Россия сильно страдает от дефицита», — подчеркнул Шнайдер.
Однако пока сложно сказать, вернутся ли немецкие бренды в Россию. Сами компании пока не комментировали заявление аналитика. Но даже если это произойдёт, сложно представить, сколько будут стоить европейские автомобили даже в базовой комплектации.