Какой бензин заливать зимой?

Странный вопрос, не правда ли? Водители автомобилей с дизельными двигателями знают про зимнее дизельное топливо. Когда приходит зима, заливать в бак можно только такое - оно не застывает на морозе. Про то, что существуют зимние сорта бензина знают немногие. Наверно потому, что использование бензина не по сезону не приводит к столь серьезным последствиям, как на дизеле. Но на заправках в холодный период года должен продаваться именно зимний бензин. Чем он отличается от летнего? Сейчас расскажем, а заодно проведем краткий ликбез по маркам бензина и постараемся развеять некоторые заблуждения, связанные с топливом.

Что в имени тебе моем

Приезжая на АЗС водитель выбирает горючее по "номеру": есть 92 бензин, есть 95 бензин, а еще бывает 98-й. Мало того, согласно действующим ГОСТам существует еще и топливо с октановым числом 80, но на обычных заправках такое вы уже не найдете.

По ГОСТу марка бензина обозначается так: АИ-95-К5. Давайте расшифруем эту маркировку:

АИ - автомобильный бензин, октановое число которого указано по исследовательскому методу. Существует еще моторный метод определения;

95 - октановое число, как и 92, 98, 100;

К5 - экологический класс топлива. Сегодня в России можно продавать бензин только пятого экологического класса. Более "грязные" бензины классов К4 или К3 в нашей стране запрещены.

Что такое октановое число

Октановое число характеризует детонационную стойкость топлива. Его определяют на специальных одноцилиндровых установках. Для исследовательского и моторного методов установка используется одна - разница лишь в методике. Октановое число, определенное исследовательским методом всегда выше. В качестве эталона принята смесь изооктана и н-гептана. Детонационная стойкость первого компонента принята за 100 %, второго - за ноль. Число в марке топлива означает процентный состав изооктана в эталонной смеси. Октановое число 92 означает, что бензин противостоит детонации как смесь, содержащая 92 % октана и 8% гептана.



Детонация и ее вред

При нормальной работе мотора топливо-воздушная смесь в цилиндрах воспламеняется от искры, которую выдает свеча зажигания. Но иногда смесь может воспламеняться сама, без искры. Это хорошо для дизелей, а для бензиновых моторов крайне вредно. Скорость сгорания в таком случае намного выше - топливо горит со сверхзвуковой скоростью. Давление в цилиндре нарастает быстрее. Мотор испытывает повышенные нагрузки. К этому добавляется рост температуры и локальный перегрев деталей в области возникновения детонации.

Склонность мотора к детонации зависит от множества разных причин: От конструкции камеры сгорания, температурного режима работы, состава смеси, нагрузки на двигатель. Но главное - от степени сжатия: чем она выше, тем больше вероятность появления детонации. Соответственно, для современных моторов с высокой степенью сжатия нужны бензины с высоким октановым числом. Ну кто сейчас помнит некогда популярную марку бензина 76 или даже 72?

Какой бензин лучше?

Вопрос популярный, но он не имеет никакого смысла. ГОСТ говорит, что характеристики разных марок стандартных бензинов одного экологического класса не отличаются ничем, кроме октанового числа. Вот в рамках разных экологических классов различия есть, но только класс у нас один - пятый. Получается, что все качественные, соответствующие ГОСТу бензины практически одинаковы? Если не вдаваться в детали, понятные только специалистам, получается именно так.

Хотя некоторые различия ГОСТ все же предусматривает, но связаны они не с маркой топлива, а с временем года.

Зимний бензин

Такой в самом деле существует. Бензины любых марок делятся на зимние, летние и переходные по составу. В зимних должно быть больше легких фракций, которые испаряются при низких температурах. Это определяют по объему бензина, испарившегося при 70 градусах Цельсия. Также у них выше давление насыщенных паров.

Испаряемость влияет на пусковые свойства мотора. Если вы вдруг заправите зимой летний бензин, катастрофы не будет - машина в этом случае станет несколько хуже заводиться в мороз. Но такое маловероятно. Солидные заправки всегда продают топливо по сезону. Информацию о характеристиках конкретной партии бензина можно получить у оператора АЗС.

Что заливать в бак

Только то, что рекомендует производитель автомобиля для конкретной модели! Если он допускает использование нескольких типов бензина - выбор остается за владельцем авто. Многие заправляют бензин с максимально разрешенным октановым числом. Зимой, в холода, от этого принципа можно отказаться и использовать бензин попроще. Ведь склонность мотора к детонации увеличивается при высоких температурах.

Еще раз повторим: лучшая марка бензина для автомобиля - любая, рекомендованная производителем.



Собрание заблуждений

Сначала несколько самых ярких мифов о чудесных или ужасных свойствах высокооктанового бензина:

  • Использование высокооктанового топлива вместо рекомендованного, позволит снизить его расход. Расход бензина по маркам на одном и том же двигателе различается незначительно. Возможно вы и снизите расход на десятки или даже сотни граммов, но более высокая стоимость топлива не позволит сэкономить. Разница в цене 92-го и 98-го более десяти рублей! Так что немного уменьшив расход, на экономию денег не стоит рассчитывать. Куда проще уменьшить потребление бензина на литр - другой, изменив стиль езды.
  • Высокооктановый бензин вреден, потому что дольше горит. И выпускные клапана долго не проживут. Если лить девяносто восьмой бензин в мотор, рассчитанный на семьдесят второй, и не такое может случиться: что Порше хорошо, Победе - смерть! Под отличие октанового числа от нормы в несколько единиц электронная система управления современным двигателем успешно подстроится. Да и байки про долгое сгорание восходят ко временам этилированных бензинов. Тетраэтилсвинец ныне под полным запретом, как и другие металлосодержащие присадки. А используемые для повышения такого показателя, как октановое число спирты и эфиры горения не замедляют.
  • Какой бензин лучше воспламеняется и увеличивает мощность двигателя? Конечно 98-й! Все точно наоборот - низкооктановый бензин лучше самовоспламеняется и вызывает детонацию.

Отдельный абзац для тех, кто в целях экономии готов использовать топливо с октановым числом меньше рекомендованного. Не нужно так делать: металлический звон из-под капота необязательно будет громким, но финалом истории могут стать оплавленные поршни.

Так что заливать в зимний период?

Любой вид бензина, рекомендованный производителем автомобиля. И желательно делать это на проверенной заправке. Тогда в баке вашего авто, наверняка, окажется качественное топливо. И конечно зимнее, по сезону.

7190 22 ноября 2024