Говорят, чудеса рождаются от незнания. Наверное, мифы появляются примерно также. В автомобильном мире их предостаточно, причем у каждого есть свои защитники и противники. Разберем популярные мифы о зимней эксплуатации и посмотрим на них со стороны фактов.
Миф 1. Мотор зимой надо прогревать
Об холодный пуск сломано немало копий и чтобы не добавлять жертв, просто заметим, что истина посередине. В инструкциях к современным двигателям прямо сказано, что прогревать не нужно — это плохо для окружающей среды из-за токсичного холостого выхлопа, и сама конструкция силового агрегата приспособлена к езде на холодную. С другой стороны, холодному маслу нужно время, чтобы разойтись по всему мотору. Пока этого не произошло, часть деталей остается без нормальной защиты от трения. Еще есть так называемая рабочая температура при которой лубрикант показывает свои заводские качества. Происходит это не сразу, а после пресловутого прогрева. Мотору хватит 5-7 минут, чтобы подготовить себя к аккуратной езде без перегазовок и резких стартов. За это время можно успеть почистить автомобиль от снега, дождаться пока растает наледь на стеклах, проверить охлаждающую жидкость или долить омывайку. Важнее именно спокойная езда в течение первых 20 минут поездки. Активное педалирование принесет больше вреда. Так что прививайте себе хорошую привычку меньше тратить на прогрев, а потом никуда не торопиться.
Дизельные агрегаты греть нет никакого смысла. Чтобы в салоне стало тепло — ставят дополнительный отопитель. Он берет немного тяжелого топлива для себя и не участвует в работе двигателя. Тот факт, что дизель плохо греется никак не влияет на приспособленность машины к сильным холодам. О солярке и ее отношениях с морозами в отдельном мифе ниже.
Что касается электрокаров, все чаще появляющихся на отечественных дорогах, то морозы им даже по душе. Это не аккумуляторы гаджетов, которые теряют свою емкость и моментально разряжаются при сильном минусе. КПД электрических установок от этого только растет. В теории при сильной заморозке оно может стать стопроцентным, что в реальной жизни пока недоступно. Греть электромобиль в нашем привычном понимании этого процесса нет никакого смысла. Это даже вредно, так как частично зарядка батареи состоит из токов от движения и торможения, а стоящий автомобиль с включенными подогревами — один сплошной разряд.
Миф 2. Стояночный тормоз может примерзнуть
Мифы о зимней эксплуатации автомобиля у многих начинаются с этого убеждения. Поверье родилось во времена гегемонии отечественного автопрома на дорогах. Колодки могли намертво примерзнуть к тормозным барабанам из-за особого материала, который напитывал их водой. Влага так склеивала механизм, что приходилось бежать за чайником с кипятком. Ручником вообще старались не пользоваться часто — чаще оставляли автомобиль на передаче.
Гигроскопичность, то есть способность впитывать воду, у современных колодок минимальная, к барабанам они больше не прилипают. С дисковыми тормозами, которых все больше даже в эконом-сегменте, таких проблем не бывает.
Тут стоит сделать ремарку, что лед все-таки может сковать тормоза, но только если перед стоянкой в мороз вы проехались по глубокому снегу или где-то зачерпнули воды всей подвеской. Тогда тонкий слой наледи покроет все днище.
Принципиально не пользоваться стояночным тормозом вредно. Он может заржаветь и в случае экстренной ситуации не поможет. Если есть АКПП, а парковка на уклоне, желательно ставить авто на ручник. Иначе фиксатор трансмиссии без помощи стояночного тормоза испытывает большие нагрузки.
Миф 3. Зимой расход больше
Многие автолюбители почему-то считают, что зимой выше потребление топлива. Этот факт они разными способами связывают с низкими температурами. На самом деле расход топлива больше по другим причинам.
Зарядные устройства постоянные гости в гнезде прикуривателя расходуют заряд аккумулятора, теплые опции, которых в современном автомобиле длинный список, требуют поделиться энергией с мотором. Отсюда дополнительная прибавка аппетита.
Зимой у многих в багажнике растут завалы лишних вещей — их забывают вынуть во время подготовки к новому сезону. Иногда что-то добавляется, дабы утеплить себя, если случится потеряться на снежной дороге.
В зимнее время выше нагрузка на ходовую систему. Месить снежную кашу и скользить по ледяной поверхности сложнее, чем катиться по сухому асфальту. Частично уменьшить аппетиты автомобиля должен протектор зимней резины, который выводит слякоть из-под пятна контакта. Сюда же запишем низкое давление в шинах. Из-за холодов воздух может постепенно уходить. Езда на полуспущенных колесах увеличивает расход (зато немного уменьшает тормозной путь).
Морозы заставляют чаще прогревать автомобиль. Дольше работает мотор — больше расход. Многие водители этого не замечают, ведь в ежедневном распорядке пять минут не обращают на себя внимания.
Миф 4. До зимы надо поменять масло в моторе
До холодов многие советуют заменить масло на более жидкое. И чтобы это была синтетика. Дескать, на морозе оно становится густым и его сложнее прокачать по всему двигателю. Спорить не будем, но главное не это. Старое масло зимой становится опасным для мотора. Из-за примесей оно дольше выходит на рабочую температуру и хуже смазывает детали. Изношенный лубрикант нагружает стартер при запуске коленчатого вала. Он также вредит турбине, которая недополучает смазку. Грязное масло хуже отводит тепло, повышая среднюю температуру в которой постоянно работает мотор. Стойкость к износу страдает.
Масло для замены лучше выбирать адаптированное к холодной эксплуатации, но строго в рамках допуска производителя. Что можно заливать в автомобиль всегда прописывает изготовитель. Вплоть до конкретных примеров масел. Информация есть в инструкции к машине или на официальном сайте марки.
Миф 5. Дизель хуже приспособлен к морозам
Проблемы, а вернее сказать особенности у дизельного мотора две: прогрев салона и густая солярка.
Силовые агрегаты на тяжелом топливе долго не отдают тепло в силу своего устройства. Смысла их прогревать после морозной ночи нет никакого. Для этого существуют салонные отопители. Они потребляют минимум топлива и отлично справляются с прогревом.
Низкие температуры могут превратить солярку в парафин из-за которого завести мотор будет невозможно, но тут стоит сделать поправку. Обычно сильно вязкое топливо обитает на сомнительных заправочных станциях, несетевых и с подозрительно низкими ценами. Таких много на пригородных дорогах местного значения. Солярка там кустарного разлива, с примесями и, конечно, без добавок, которые снижают температуру загустения. Более того: качественное дизтопливо до определенного момента не требует улучшений и остается жидким до сильных морозов. Так что пенять водителям надо на качество солярки, а не ее особенности.
Миф 6. Зимой нельзя ездить с пустым баком
С пустым баком лучше никогда не ездить — факт. Топливный насос у многих автомобилей охлаждается за счет ванны с топливом в которое он отдает часть тепла. Если горючего в баке почти нет, на него увеличивается нагрузка и пропадает охлаждающий эффект.
Зимняя эксплуатация активно скапливает в баке воду. Попадает она туда с некачественным топливом или, что чаще, получается из конденсата, оседающего на пустых стенках емкости для топлива. Происходит так из-за разницы температур нагретых остатков бензина и холодной улицы. С горючим вода не смешивается и как есть попадает в двигатель, чем ему лучше не делает. После холодной стоянки вода может замерзнуть и закупорить горловину бензонасоса вместе с топливными магистралями.
Удалить влагу из бака призваны специальные присадки. Они связывают ее, превращаясь в горючий состав. Некоторые советуют использовать спирт потому что дешевле, но от него начинают быстро ржаветь элементы топливной магистрали, так что экономия тут сомнительная.
Миф 7. Зимой нужно поднимать дворники
На холоде страдают все уплотнители автомобиля. И резиновые компоненты дворников тоже. От мороза они теряют эластичность, а если старые, то покрываются трещинами. Из-за этого они хуже чистят: оставляют на лобовом стекле грязные разводы. Чтобы продлить жизнь стеклоочистителям, надо смазывать трущие элементы силиконом. Подойдет что-нибудь для обслуживания велосипедов. Он долго держится на резине и помогает сохранить ей гибкость. И все равно дворники в плохом состоянии лучше заменить, иначе потом придется любоваться оставшимися на стекле мутными разводами, которые не убрать.
На морозе дворники прилипнут к стеклу, если до этого их оставили в воде, а во время стоянки заметно похолодало. Старые резинки вбирают в себя больше жидкости, так как в них больше микроповреждений. Законы физики можно победить, если есть время на прогрев салона: даже без нагревательных нитей в лобовом стекле теплый воздух постепенно растопит наледь. Когда времени на сборы нет и вам сразу надо ехать лучше перестраховаться и поднять дворники.
Выводы
Обычно мифы существуют не сами по себе, а рождаются из каких-то причин. Например, раньше были колодки, которые часто примерзали, а теперь шанс приморозить их меньше, но миф остался. Так что в любых таких байках надо копать до сути и не верить на слово.
Чтобы автомобиль был всегда в отличном техническом состоянии и его не касались никакие мифы, необходимо регулярно за ним следить. Для этого обращайтесь к опытным мастерам сервиса FAVORIT MOTORS. Они верят только фактам и обслуживают автомобили строго в рамках нормативов производителя.
Запись на сервис Задать вопрос