Вопрос о возможности смешивания моторных масел, например, постоянно обсуждается автомобилистами. Не станет ли мотору хуже, не закончатся ли такие опыты дорогостоящим ремонтом двигателя? Мы сегодня обсудим вопрос совместимости других, но очень важных жидкостей – тормозных. Ведь если доливать в бачок не то, что надо, можно остаться без тормозов. А это уже чревато большим ремонтом автомобиля, причем не только своего. Хорошо, если дело обойдется только разбитой машиной, можно и здоровью изрядно навредить…
Классификация по-американски
На упаковке любой современной тормозной жидкости (ТЖ), независимо от ее производителя, должен быть указан ее класс – аббревиатура DOT и цифры. Например, DOT-4. Классификация пришла к нам из США и расшифровывается как Department of Transportation. Это не что иное, как американское министерство транспорта.
Сегодня выпускаются и продаются тормозные жидкости следующих типов: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 Более старые жидкости, такие как отечественная БСК нужно будет хорошенько поискать.
Идеальная тормозная жидкость должна отвечать многим, порой самым противоречивым требованиям. Она не должна менять вязкость при низких температурах, густеть, а тем более замерзать. Чем выше температура, при которой ТЖ закипит, тем лучше – тормоза не откажут из-за перегрева. Гигроскопичность – беда почти всех тормозных жидкостей. Они впитывают воду и при этом резко падает температура их кипения. А еще хорошо бы, чтобы жидкость не была агрессивной к деталям тормозной системы авто - не обладала коррозионной активностью, не разъедала резину.
Скажем сразу – идеальной ТЖ еще не изобрели. Все типы имеют как достоинства, так и недостатки.
- DOT-3 – жидкость на гликолевой основе. Обладает относительно низкой температурой кипения (в «сухом» виде, без воды, всего 205 градусов Цельсия), крайне гигроскопична, агрессивна к лакокрасочному покрытию кузова автомобиля и к резине. Требует применения специальных резиновых уплотнений. Используется на самых старых моделях автомобилей.
- DOT-4 – наиболее распространенная на сегодняшний день ТЖ. Производится под разными марками многими фирмами-изготовителями. На рынке можно найти множество модификаций такой жидкости, где к обозначению класса добавлены дополнительные цифры или термины. Основа всего многообразия «четверок» тоже гликолевая. Но более современный состав уже не столь активно впитывает влагу, не портит резину и кипит при 230 градусах. Хотя краску таким составом лучше все же не поливать.
- DOT-5 – единственный тип тормозных жидкостей на основе силикона. Воду не впитывает, ничего не портит и не разъедает, противостоит закипанию до 250 градусов, но… Такая жидкость несовместима с системой ABS, может образовывать водяные (а зимой – ледяные) пробки в трубопроводах, стоит больших денег, и потому применяется очень ограниченно – на спортивных и гоночных автомобилях.
- DOT-5.1 – здесь заокеанская система классификации дала сбой. Класс пятый, а основа вновь гликолевая. Самая современная из гликолевых ТЖ во многом похожа по своим возможностям на DOT-4, но кипит «на сухую» уже при 270 градусах.
Что с чем нельзя мешать
Смешивать тормозные жидкости на разных основах недопустимо! Поэтому DOT-5 никогда ни с чем не мешаем. Недаром у нее даже цвет другой – красный или фиолетовый, тогда как все другие жидкости желтые. Яркий краситель – хорошо заметная «защита от дурака».
Смешивать гликолевые ТЖ можно, но и здесь есть свои нюансы. Жидкость DOT-3 никуда не добавляем – разъест резиновые уплотнения, и машина останется без тормозов. А вот в нее добавлять жидкости на гликолевой основе более высоких классов, при необходимости, допустимо. Как допустимо смешивать и тормозные жидкости классов 4 и 5.1. Лучше всего пользоваться простым правилом: можно доливать жидкость того же класса или более высокого. А еще лучше использовать тот тип ТЖ, который рекомендует производитель машины.
Внимание тормозам
Подтекание тормозной жидкости – серьезная неисправность. А эксплуатировать авто с неисправными тормозами в нашей стране запрещено. Даже если жидкость в бачке убывает медленно наверняка где-то в системе есть маленькая течь и необходима тщательная диагностика тормозов. Причем делать это нужно максимально быстро, а не продолжать ездить, доливая в систему что под руку попало. Ну а коли лопнул тормозной шланг или прохудилась трубка и в такой ситуации удалось избежать ДТП, ни о каком доливе ТЖ и смешивании речь вообще не идет – машина едет в сервис верхом на эвакуаторе. Поэтому доливать не рекомендованную жидкость допустимо только в самом крайнем, экстренном случае, когда выбора нет – холодной зимней ночью на глухой дороге вне зоны покрытия мобильной сети.
При любом намеке на неисправность тормозной системы – снижение эффективности тормозов, увод авто при торможении, мягкая (или наоборот, очень жесткая) педаль, снижение уровня ТЖ – немедленно обращайтесь к специалистам - ремонтникам. В технических центрах FAVORIT MOTORS тормоза проверят, при необходимости отремонтируют, систему промоют и прокачают и, главное, зальют ту тормозную жидкость, которая рекомендована для вашего автомобиля.