Нужно ли обкатывать новую машину – тема, по сей день вызывающая горячие дискуссии в среде автомобилистов. Одни, памятуя заветы отцов и дедов, готовы посвятить этому увлекательному занятию много тысяч километров. Другие, уверовав в торжество современных технологий, считают обкатку машины пережитком прошлого. Кто же прав? Скорее первые – обкатывать новый автомобиль все же нужно, но без особого фанатизма, иначе процесс пойдет не на пользу, а во вред. Сегодня расскажем, как правильно обкатать машину, что при этом нужно делать и каких действий стоит избегать.
Какие узлы и агрегаты требуют обкатки
В конструкции любого автомобиля есть масса трущихся деталей, работающих под большой нагрузкой: детали двигателя, шестерни трансмиссии, те же тормозные колодки и даже шины, которые при движении трутся о дорожное покрытие. Вот им, в первую очередь и нужна обкатка. Суть процедуры в том, чтобы обеспечить щадящий режим работы агрегатов и новой машины в целом и дать парам трения приработаться. На шейках валов, вкладышах, поршневых кольцах, зеркале цилиндров и других трущихся парах в двигателе, зубьях шестерен коробки и редуктора, всегда присутствуют следы обработки - микроскопические неровности, которые «сотрутся» в течение первых дней эксплуатации. Поверхность тормозных колодок должна притереться к дискам и барабанам. Даже новые шины начинают эффективно работать не сразу, а после небольшого пробега
Срок обкатки автомобиля
Он измеряется не временем, а километрами пробега. Для современно машины достаточно пары тысяч километров. Если кто-то считает, что этого недостаточно – может продлить его по своему усмотрению. Щадящая, бережная эксплуатация не повредила еще ни одному механизму. А вот использовать различную обкаточную химию, специальные масла для обкатки новой машины мы категорически не рекомендуем. Срок они не сократят, а вот вред принести могут.
Обкатка двигателя
Начнем с самого сложного и дорогого агрегата. Первые тысячи километров необходимо избегать интенсивных разгонов, не допускать долгой работы мотора на повышенных оборотах. Ездим мягко, плавно, неторопливо, но, при этом, не бросаемся в другую крайность. Езда в натяг, на очень низких оборотах, двигателю не менее вредна. Нагрузка на мотор при этом большая, а давление масла в системе смазки – низкое. Оптимальный режим работы – 2…3 тысячи оборотов в минуту. Кратковременное, на разгоне, превышение этого предела допустимо. Вообще, стремиться к езде в постоянном режиме не нужно, лучше давать двигателю работать на разных оборотах. Главное – не крутить мотор до «звона».
Обкатка трансмиссии
В начале эксплуатации машины избегаем резких переключений передач, мягко работаем сцеплением. На авто с автоматическими трансмиссиями различных типов плавно работаем педалью газа, не увлекаемся ручным режимом переключения передач. Ни в коем случае не лезем на новой машине в бездорожье. Яростное буксование вредно не только трансмиссии, но и двигателю. В режиме обкатки не допустима буксировка прицепа или другого автомобиля и перегрузка машины. Причины, думаем, разъяснять не надо.
Тормоза и шины
Абсолютно новые колодки и блестящие как зеркало диски не смогут обеспечить эффективного замедления автомобиля. Первые километры, точнее сотню – другую, надо держать увеличенную дистанцию и двигаться аккуратно. При этом тормозами пользуемся, не стесняясь, как обычно – пусть прирабатываются.
Та же история и с шинами: несколько сот километров нужно для того, чтобы резина стала работать должным образом. Это касается как летних, так и зимних покрышек. Кстати, перед профессиональными тестами шин их обязательно обкатывают по определенной процедуре.
Масло меняем?
Делать ли техническое обслуживание после обкатки? Если раннее, так называемое «нулевое» ТО есть в регламенте обслуживания, то пропускать его нельзя. Сегодня у большинства моделей оно не предусмотрено и без него можно обойтись. Но если очень хочется, замените масло в двигателе и масляный фильтр, осмотрите агрегаты на наличие течей. Хуже от этого машине точно не станет, ведь любая техника, даже самая современная и совершенная любит заботу и уход.
А что если…
Я машину не обкатывал и ничего не произошло! – заявит кто-то. Скорее всего сразу ничего и не произойдет, если нет явного заводского брака. Современные машины собраны на должном уровне, технологии обработки деталей самые совершенные, материалы применяются оптимальные. Издевательства над новым автомобилем проявят себя сокращением ресурса нагруженных узлов и агрегатов. Отсутствие правильной обкатки скажется через десятки и сотни тысяч километров пробега. Все зависит от надежности конкретной модели и наличия должного ухода за техникой.
Возможные проблемы появятся не скоро и, может быть, достанутся уже другому владельцу. А вдруг еще вам? Несколько недель размеренной езды и выполнения простых правил избавят вас от чувства вины перед новым владельцем, которому достанется ваше авто. Или даже перед самим собой. Куда лучше обкатать и жить спокойно, чем не обкатать и переживать!