Группа автомобильных предприятий, ассоциирующихся с классикой российского автопрома, неразрывно связана с именем "Волга". Эта марка считалась символом надежности, комфорта и отечественного инженерного мастерства в течение нескольких десятилетий. Созданная в советские времена, "Волга" зарекомендовала себя как престижный автомобиль, используемый как партийными руководителями, так и обычными гражданами. В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим историю становления, основные модели, а также роль, которую сыграла "Волга" в автомобильной индустрии России.
Лучше “Победы” только “Волга”
Автомобиль “Волга” разрабатывался на Горьковским автомобильным заводе (ГАЗ), ключевую роль в дизайне первой, самой известной модели ГАЗ-21 сыграл художник Лев Еремеев, а ведущим конструктором был назначен Александр Невзоров; проект был основан на наработках по «Победе», но выбран был проект Еремеева за соответствие реалиям.
Календарь событий
Первый автомобиль “Волга”, ГАЗ-21, сошел с конвейера автозавода 10 октября 1956 года, начав массовое производство в январе 1957 года, и поступил в продажу для населения, хотя изначально большая часть шла в госструктуры и на экспорт: активно использовалась как такси, служебный транспорт, скорая помощь и милиция.
Из чего состояла легенда
Первая “Волга” оснащалась новым алюминиевым двигателем, гипоидной задней осью, централизованной смазкой, а главное — первой в СССР автоматической коробкой передач (АКП) и панорамным лобовым стеклом. Модель отличалась современным для своего времени дизайном (вдохновлённым автомобилями США), мощной для СССР подвеской, комфортным салоном с диваном и радио, а также новаторскими техническими решениями: гидровакуумным усилителем тормозов.
Газуйте, 70-ые!
У семидесятых на “Волгу” были свои планы, а именно — “Волга” ГАЗ-24 — легендарный советский автомобиль среднего класса, выпускавшийся все там же на Горьковском автозаводе с 1967 по 1985 год (позднее модернизированный в ГАЗ-24-10), известный своим строгим дизайном, мягкой подвеской. Модель являлась одновременно и символом статуса и идеальной машиной для такси, скорой помощи, милиции и спецслужб. Она отличалась передовыми для своего времени решениями, такими как гнутые боковые стекла, двойные уплотнители дверей и электропривод антенны, и стала культовым в кино и среди автолюбителей.
Основные характеристики
- Двигатель: Бензиновый, 4-цилиндровый, объемом 2445 куб. см, мощностью 95 л.с..
- Скоростные качества: Разгон до 100 км/ч за 19 секунд, максимальная скорость 145 км/ч (для своего времени это было хорошо).
- Коробка передач: 4-ступенчатая, с удобным коротким рычагом.
- Мягкая подвеска, длинная база, обеспечивавшие комфорт при размеренной езде.
“Волга” распада не боится
«Волга» ГАЗ-31029 появилась в начале 90-х как замена изношенной ГАЗ-24-10, используя её шасси, но с новым, более современным (на тот момент) обликом передней части с обтекаемыми фарами, унаследовав заднюю часть от ГАЗ-3102.
Ключевые особенности:
- Двигатели: Изначально карбюраторный ЗМЗ-402.10 (2.4 л, 90-100 л.с.), позже стали ставить более мощные ЗМЗ-406 (2.3 л, 150 л.с.).
- Трансмиссия: Наряду с 4-ступенчатой КПП, постепенно стали появляться 5-ступенчатые коробки передач, а также гидроусилитель руля (ГУР) на поздних версиях.
- Модификации: Выпускались седаны, универсалы (ГАЗ-31029-023), медицинские фургоны. Была доступна в разных комплектациях, включая улучшенную 31029-051 с элементами от ГАЗ-3102.
- Качество и репутация: Быстро завоевала популярность среди частных лиц и госструктур, но столкнулась с критикой из-за снижения качества сборки в условиях рыночной экономики (плохая окраска, проблемы с «железом»).
- Получила прозвища «ослобык», «овцебык» (из-за внешнего сходства с ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102).
- Преемник: В 1997 году была заменена на ГАЗ-3110, которая стала уже полноценной модернизацией семейства.
Новому веку - новая “Волга”
Поняв, что классические «Волги» устарели, ГАЗ купил лицензию у Chrysler в 2006 году на производство автомобиля на базе Sebring/Stratus, благодаря чему на свет появилась “Волга Siber”.
Английская студия UltraMotive адаптировала американский дизайн, изменив решетку радиатора, бамперы и фары, чтобы придать машине более «российский» вид.
Технические характеристики
- Двигатель: Бензиновый 2.4 литра (143 л.с.), 4-цилиндровый, рядный.
- Трансмиссия: 4-ступенчатая АКПП и 5-ступенчатая МКПП (позднее).
- Привод: Передний.
- Подвеска: Независимая, McPherson спереди, многорычажная сзади.
- Комплектации: Предлагались как базовые, так и более богатые (Lux) с кожаным салоном, подогревом сидений, омывателями фар.
“Волга Siber” осталась в истории как попытка ГАЗа создать современный автомобиль среднего класса, но проект не получил коммерческого успеха. Низкие продажи из-за экономического кризиса 2008 года сказались на будущем столь важного для отечественного автопрома перезапуска. Производство было окончательно остановлено в октябре 2010 года. Всего было выпущено около 9 тысяч экземпляров.
Роль второго плана
“Волга” — это не просто транспорт, а важный символ эпохи и характера в кинематографе. Не каждый актер может похвастаться такой фильмографией: от культовых советских фильмов до сюжетов, отражающих статус и судьбы героев. Эта марка стала неотъемлемой частью историй о побеге от обыденности, о власти и мечтах, подчеркнув особый стиль и дух времени. Каждая “Волга” на экране — это не просто автомобиль, а персонаж, отражение эпохи и судьбы героев.
Классические фильмы с «Волгой» (ГАЗ-21, ГАЗ-24)
- «Берегись автомобиля» (1966): Главная роль «Волги» Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский).
- «Три тополя на Плющихе» (1967): Такси “Волга” становится ключевым элементом сюжета в мелодраме.
- «Бриллиантовая рука» (1968): В фильме фигурируют две “Волги” – одна у Папанова, другая у лейтенанта милиции.
- «Ошибкa резидента» (1968): “Волга” использовалась в советском боевике.
- «Горожане» (1975):роуд-муви с участием “Волги”.
- «Три плюс два» (1962): Престижная ГАЗ-21 принадлежит одному из героев.
Современные фильмы и зарубежные картины
- «Черная молния» (2009): Летающая “Волга” ГАЗ-21 спасает мир.
- «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»: Засветилась “Волга” ГАЗ-31105.
- «Превосходство Борна»: Герой Мэтт Деймон угоняет такси “Волга” ГАЗ-3110 по Москве.
- «Перевозчик 3»: Появляется “Волга” ГАЗ-24.
Эпилог
В заключение можно отметить, что несмотря на угасание в марки в 2010-м "Волга" — все равно остается настоящим феноменом автомобильной отрасли. Это не просто машина, это символ советской и постсоветской эпохи. За десятилетия своего существования марка прошла путь от первого современного и технически продвинутого автомобиля до статуса “классики” российских дорог. Каждая модель оставила свой след и стала частью культурного наследия страны.