Диагностика — комплекс способов, позволяющих проверить техническое состояние машины, выявить все неполадки — от мелких неисправностей до серьезных поломок. Профилактическую диагностику автомобиля рекомендуется проводить регулярно. Тогда увеличиваются шансы, что не потребуется срочная аварийная.
Зачем нужна регулярная диагностика авто
Причин 5, и все они достаточно важные. Диагностика автомобиля поможет:
- Выявить все «болезни» на ранней стадии. Часто мелкие неполадки, если их игнорировать, перерастают в серьезные поломки. К тому же неисправности могут долго оставаться скрытыми. Диагностика поможет своевременно обнаружить и недорого устранить все «недомогания» машины.
- Ездить безопасно. Неисправное авто — угроза здоровью водителя, пассажиров, других участников дорожного движения: водителей и пешеходов. Для полной безопасности все системы автомобиля должны работать исправно. Диагностика снижает риск ДТП. Ведь даже мелкая неполадка — например, проблемы с освещением — может привести к аварии с очень печальным исходом.
- Продлить срок службы вашей машины. Автомобиль с поломками, разваливающийся буквально на ходу, прослужит недолго.
- Сэкономить ваши средства. Диагностика выявит причины «масложора» и повышенного расхода топлива — вы экономите на технических жидкостях. Она же покажет, какие комплектующие нуждаются в небольшом ремонте — это экономия на их замене.
- Принимать верные решения. После диагностики вы полностью в курсе насчет состояния вашего авто. Вы знаете, как действовать: спокойно ездить дальше, ремонтировать машину, продать ее и купить новую.
Как часто требуется заказывать диагностику автомобиля в сервисном центре?
Регулярная диагностика: когда проводить
Специалисты рекомендуют проводить плановую диагностику дважды в год, когда сменяются сезоны: в начале весны и в конце осени. Так вы узнаете, как сезонные изменения климата и условий езды сказались на работе узлов и агрегатов авто.
Если диагностировать машину по такому графику не получается, в любом случае нужно провести диагностику при плановом ТО, через год эксплуатации или примерно 15 000 км пробега.
Но бывают ситуации, когда диагностику необходимо провести вне графика.
Когда нужна внеплановая диагностика
Итак, комплексная проверка всех систем автомобиля требуется, когда мы хотим убедиться, что с ним все в порядке. Либо узнать, что конкретно требует ремонта или замены. Внепланово проверить автомобиль нужно в следующих ситуациях.
Покупаем б/у авто
Далеко не всегда продавец просветит вас насчет всех «хворей» автомобиля. Один сделает это делает это умышленно, второй продает машину срочно и сам не в курсе. У подержанных машин могут оказаться и скрытые неполадки. В результате вы:
- переплачиваете за якобы исправный автомобиль (цена неисправного по определению ниже);
- вместо комфортной езды вы занимаетесь ремонтом, нередко дорогостоящим.
Диагностика поможет прояснить ситуацию и провести честную сделку.
Машина попала в ДТП
Если случилась авария, обязательно нужно проверить автомобиль, даже если покажется, что он обошелся без повреждений. Но даже небольшие ДТП способны повлечь за собой скрытые «травмы»: удар мог повредить подвеску, деформировать раму, нарушить геометрию кузова. После встряски могут сбоить электронные системы.
Если повреждения не будут выявлены, они вскоре приведут к следующим, более опасным ДТП. Диагностика выявит неполадки, вы устраните их — и не придется оплачивать серьезный ремонт в будущем.
К тому же многие производители не делают ремонт по гарантии, если авто побывало в ДТП, но не прошло после него диагностику с ТО.
Авто долго стояло в гараже
Длительный простой, особенно если автомобиль не законсервировали по всем правилам, может негативно сказаться на его техническом состоянии. Застой и потеря рабочих качеств у технических жидкостей, коррозия, испортившийся аккумулятор, рассохшиеся шины… И это еще не все «сюрпризы», какие способны скрываться в долго стоявшей машине. Диагностика после простоя нужна, чтобы оценить состояние авто и всех его элементов.
Вы водили в экстремальных условиях
Ваш автомобиль преодолевал бездорожье, вы ездили по гористой местности или зажигали на гоночном треке? После таких условий вождения машину непременно стоит проверить. Почему нужна диагностика:
- Нужно исключить возможность скрытых повреждений — это микротрещины, ослабление креплений, деформация ряда деталей.
- Требуется проверить мотор. В сложных условиях он работает в режиме повышенной нагрузки, перегревается.
- Узнайте, не стало ли плохо тормозной системе. В условиях бездорожья и в горной местности часто приходится интенсивно тормозить. От этого изнашиваются тормозные диски, колодки и другие комплектующие системы торможения.
- Проверьте состояние трансмиссии. Если вы переключали передачи под большой нагрузкой, ездили на пониженных или буксовали — возможно, с КПП появились проблемы. Также под угрозой карданный вал и дифференциал.
Даже если ваше авто — мощный и надежный внедорожник, трудная дорога может негативно сказаться на его состоянии. Проще и дешевле проверить, чем потом чинить.
Неполадки заметны
Есть безошибочные признаки, показывающие, что автомобилю требуется пройти диагностику. Поторопитесь посетить сервис, если:
- Расход топлива заметно вырос. Оно расходуется по-разному в теплый и холодный сезон. Но если при обычном режиме эксплуатации авто вы заезжаете заправляться все чаще, проверьте машину. Причина повышения расхода топлива может крыться в неисправных свечах зажигания, неполадками с топливной системой или одним из фильтров движка.
- На старте или в процессе движения авто глохнет. Возможные причины — неисправность топливного насоса или воздушному фильтру требуется чистка, сбоят датчики или нужно починить катализатор выхлопной трубы. Также требуется поехать на СТО, если автомобиль плохо заводится, обороты мотора «плавают», выхлоп стал другим по цвету.
- Вы слышите любые нетипичные шумы. Скрип, когда проезжаете лежачих полицейских. Шумы на холодном движке, нарастание стука на горячем. Свист, когда включаете систему кондиционирования. Не пытайтесь собственными ушами определить, где и что у вас стучит, гудит и свистит — куда точнее это сделают специалисты с нужным оборудованием.
- Появление пятен под капотом. В первую очередь убедитесь, что подтекает именно ваш автомобиль. Постарайтесь осмотреть его снизу. Разберитесь с уровнем жидкостей — с помощью щупа и мерных отметок. Если уровень штатный, потеки на днище не обнаружились — переставьте машину, подождите 2-5 часов и посмотрите, запачкала ли она новую стоянку. Если авто все-таки потекло — еще раз измерьте уровень жидкостей, особенно это касается масла в движке. И неторопливо езжайте на СТО. Если все жидкости утекли, то есть уровни стали критическими — не рискуйте, закажите эвакуатор.
- Панель превратилась в новогоднюю елку — на ней упорно сияют «чеки». С лампочками-индикаторами поломок все просто: когда вы заводитесь, часть из них может загореться, но затем погаснет. Негаснущие сигнализируют о поломках.
Согласитесь, эти признаки сложно не заметить. Главное — найти время добраться до сервиса.
Как проводится диагностика автомобиля
В автосервисах применяют три метода диагностики авто:
- Опрос и визуальный осмотр — это похоже на прием больного в поликлинике. Мастер опрашивает владельца машины, осматривает и «прослушивает» ее. Многие повреждения действительно заметны визуально — потек радиатор, порвалась прокладка, разбит подшипник и т. д. Неисправные агрегаты и узлы издают характерные шумы при работе.
- Инструментальная диагностика. Пользуясь определенным оборудованием — компрессометром, осциллографом, анализатором выхлопных газов — проверяют давление в покрышках, компрессию в цилиндрах, наличие в них задиров и так далее. Таким образом диагностируют мотор, ходовую часть, тормозную систему. Вибростенд также является диагностическим оборудованием — на нем проверяют подвески, их целостность и износ комплектующих.
- Компьютерная диагностика. Специалист подключает внешний сканер к бортовому компьютеру автомобиля и считывает сведения из блока управления. Так выявляются узлы, требующие ремонта. С помощью этих данных мастера устраняют неисправности куда точнее и быстрее, чем без этого метода.
Как видите, диагностика в автосервисе — это действительно комплексная проверка всех систем авто.
Стоит ли проводить диагностику автомобиля самостоятельно
Любой опытный автовладелец может сам осмотреть машину на предмет заметных неисправностей. Вы прекрасно увидите и услышите:
- какие индикаторы поломок горят;
- на каком уровне жидкости;
- в какие моменты под капотом начинаются стуки;
- какое конкретное колесо скрипит.
Многие механические повреждения тоже видны невооруженным взглядом. Но не всякий ремонт вы сможете полноценно провести самостоятельно. И это основная причина, по какой требуется поехать в сервис. Но есть и другие:
- Если авто новое, после самостоятельного ремонта можно уже не рассчитывать на гарантию производителя — авто с нее снимается. Все неполадки придется устранять за собственный счет.
- Непрофессиональная диагностика может быть ошибочной. Вы убеждены, что движок троит из-за свечей зажигания, а оказывается, сломался конденсатор. Или износились рокеры клапанов. В результате вы приобретаете не те комплектующие.
- Ремонт своими руками после диагностической ошибки — верный способ не починить машину, а сломать в ней что-то еще.
- Для каждого авто мастера пользуются своим сканером. Не рекомендуется подключать нештатное оборудование, даже если оно у вас имеется. «Левое» оборудование не даст корректно считывать данные.
- В сервисе дают гарантию на сделанную работу. Ваши знакомые самодеятельные мастера вам ее не дадут. И спросить за ошибки и неудачный бесполезный ремонт будет не с кого.
Не игнорируйте регулярную диагностику — это необходимая профилактика, как в случае со здоровьем человека. И обязательно проводите внеплановую диагностику после аварий, экстремальной езды и долгого простоя машины. Помните, что всегда дешевле устранить мелкую неполадку, чем «лечить» серьезные проблемы.