Что такое компьютерная диагностика автомобиля и зачем она нужна

История эта началась довольно давно и очень далеко. Лет этак сорок назад на другой стороне Земли. В конце прошлого века автомобили стали оснащаться электронными системами управления двигателем. Причина - борьба за снижение расхода топлива и экологическую чистоту. Ведь электронный впрыск топлива позволял дозировать подачу топлива точнее, чем это делал карбюратор или механический впрыск (был и такой!). Во главе тогдашней борьбы за чистоту выхлопа стояли Соединенные Штаты, а точнее - теплый и зажиточный штат Калифорния.

С появлением на борту автомобиля электронных управляющих систем встал вопрос их проверки и диагностики. Поначалу автопроизводители решали этот вопрос кто во что горазд. В 1991 году, в Калифорнии, появились требования OBD - I (On-Board Diagnostic). Их следующая версия OBD - II, с 1996 года стала стандартом диагностических систем для всех Соединенных штатов. В 2000 году появилась европейская версия OBD - II, а спустя три года - японская. Так что теперь компьютерная диагностика всех современных автомобилей проходит по единому протоколу.

Для чего проводится компьютерная диагностика автомобиля




Прежде всего, для поиска явных и скрытых неисправностей в электронных системах автомобиля. И не только электронных. Обратимся к структуре системы OBD - II. Все ошибки, которые можно считать с помощью специального сканера, имеют стандартною буквенно - цифровую кодификацию. По коду ошибки специалист может определить в какой из систем автомобиля возникла проблема. Добрая половина стандартных номеров отдана под диагностику "мозгов" двигателя. Можно оценить состояние систем смесеобразования, зажигания, контроля токсичности и других.

Также можно получить информацию о работе трансмиссии, шасси транспортного средства (антиблокировочная и противобуксовочная системы, система курсовой устойчивости), оборудования кузова (подушки безопасности, электрические стеклоподъемники, центральный замок). Производитель автомобиля может добавить свои, дополнительные коды - для этого в системе зарезервированы специальные позиции.

А еще диагностический прибор может много рассказать о самом автомобиле и его истории. В системе хранится информация о марке и модели, дате выпуска, номерах агрегатов, комплектации. Часто можно определить реальный пробег машины, даже если технически грамотные жулики попытались его скрыть.
Современная техника насыщена электронными системами. И процедура компьютерной диагностики автомобиля это, говоря медицинским языком, "диспансеризация" всего автомобиля.

Как проходит компьютерная диагностика



Многие представляют себе этот процесс несколько упрощенно - "воткнул" сканер в разъем, считал ошибки, стер их и готово? Такой способ имеет право на существование, но это лишь надводная часть диагностического айсберга - простейшая, предварительная процедура. Полная, комплексная диагностика всех систем узлов и агрегатов требует времени, сложного специального оборудования и... толкового специалиста, обладающего опытом и глубокими техническими знаниями.

Ошибку мало считать и стереть. Важно выяснить, что привело к ее возникновению и понимать, к каким последствиям она может привести. Здесь простейшего сканера и планшета уже недостаточно. Нужен серьезный диагностический комплекс. Для получения информации в динамике, в режиме реального времени, автомобиль могут поставить на беговые барабаны или считывать информацию во время движения, на ходу.

Для поиска особо вредных, "плавающих" ошибок специалист может подключить к диагностическому разъему специальное записывающее устройство и отправить владельца кататься по своим делам. Расшифровав записанную информацию мастер сможет сделать вывод когда, в каком режиме работы возникает зловредная неисправность.

Компьютерная диагностика авто - это сложная процедура, цель которой - проверка состояния всех электронных систем автомобиля, выявление неисправностей и поиск путей их устранения. Учитывая, что электроника управляет самыми разными механическими системами и агрегатами, сбой в работе "мозгов" может привести к поломке двигателя или отказу автоматической коробки. В нужный момент могут не сработать системы пассивной безопасности. Про возможный отказ тормозов или рулевого управления лучше и не упоминать вовсе.

Как часто нужно проходить диагностику


Любую поломку проще предотвратить, чем тратить потом драгоценное время и большие деньги на ее устранение. Поэтому диагностика машины - это необходимая процедура и проводить ее нужно регулярно. Специалисты рекомендуют делать это ежегодно. Если же загорелась контрольная лампа на панели приборов, на сервис надо обращаться немедленно. Как и при появлении явных изменений в работе автомобиля, нештатных звуков, вибраций. Понадобится ли проводить компьютерную диагностику или неисправность чисто механическая, в каждом конкретном случае решит специалист.

Сколько стоит компьютерная диагностика

Точную сумму назвать невозможно. Все зависит от сложности работы, применяемого оборудования, марки и модели автомобиля, его насыщенности электронными системами. На цену влияет уровень технического центра (или частного мастера), сложность применяемого оборудования. Поиск "плавающих" неисправностей всегда отнимает много времени и стоит дороже. Цена зависит и от того, где проводят диагностические процедуры: на сервисе или с выездом к автомобилю.
Можно оценить только базовые, начальные расценки. В Москве, например, предложения частных мастеров, которые проводят выездную диагностику, начинаются от 1000 рублей. Но нужно понимать, что за эту сумму вы получите тот самый минимум: считать и стереть ошибки. Есть специалисты, которые оценивают работу в три - пять раз дороже. Что вы получите за эти деньги - вопрос сложный. Мы уже говорили, что успех диагностики зависит не только и не столько от уровня применяемого оборудования, но и от квалификации человека, который с ним работает. Есть среди частников очень грамотные специалисты. Найти такого - большая удача.
Лучше всего процедуру диагностики проводить у официального дилера, технический центр которого оснащен наиболее совершенным диагностическим оборудованием, имеет самое современное программное обеспечение, а сотрудники проходили специальное обучение. Из неофициальных сервисных центров нужно выбирать те, которые специализируются на конкретной марке или модели автомобиля. Помогут вам и в компаниях, которые занимаются работой с автомобильными "мозгами" - такие фирмы тоже есть.

Можно ли провести диагностику самостоятельно

Можно! Если вы хорошо разбираетесь в устройстве автомобиля и его электронных систем, общаетесь на "ты" с компьютером, готовы потратиться на приобретение минимального комплекта оборудования и необходимого программного обеспечения - пробуйте. Интернет вам в помощь! В сети масса информации нам эту тему. Как водится, очень разной - от очень полезной до абсолютного бреда. И помните, что опыт - сын ошибок трудных. Не ставьте экспериментов на друзьях, соседях, знакомых, и особенно незнакомых людях и их автомобилях.

Тем же, кто не планирует сделать компьютерную диагностику своей второй профессией, советуем обращаться в технические центры компании "Фаворит моторс". Здесь работают опытные спецы, которые "собаку съели" на работе с машинами вашей марки. Здесь имеется лучшее дилерское диагностическое оборудование и установлено самое актуальное программное обеспечение.

Помните, что диагностика машины - это ежегодная процедура. Следите за "здоровьем" своего автомобиля и он вас никогда не подведет.
9474 25 ноября 2024