Контроль системы охлаждения двигателя

За окном в разгаре знойное лето. Это тяжелая пора для любого автомобильного двигателя – ему тоже жарко, как и обитателям салона. Если людям бороться с жарой помогает кондиционер, то мотор от перегрева защищает система охлаждения.


Виды систем охлаждения

Прежде чем рассказать об устройстве системы, проведем небольшой технический экскурс и расскажем, какими они бывают. Можно выделить четыре основных типа:

  • Воздушное – как понятно из названия, движок охлаждается воздухом. Для увеличения площади теплообмена наружная поверхность цилиндров выполняется оребренной. Через эти самые ребра проходит набегающий поток воздуха при движении транспортного средства или воздух гонит специальный вентилятор. Для организации оптимального потока воздуха используются воздухозаборники, кожуха, дефлекторы. Система проста, но достаточно капризна и не очень эффективна. Если машина стоит в пробке, на улице жарко, да еще и цилиндры загрязнены смесью масла и дорожной пыли – то температура наверняка поползет вверх и мотор перегреется. В былые времена владельцы Запорожцев немало мучились с техобслуживанием «воздушного» мотора. Даже неправильно выставленный момент зажигания приводил к чрезмерному нагреву двигателя. Сегодня воздушное охлаждение применяется разве что на легких мотоциклетных моторах.
  • Масляное охлаждение на автомобильных двигателях в чистом виде почти не используется, но помогает другим системам – воздушной или жидкостной. В процессе работы моторное масло контактирует с горячими деталями и нагревается. Это тепло оно отдает в атмосферу через специальный масляно-воздушный радиатор. Такой был и на малохольных Запорожцах, и на мощных, спортивных Порше. Есть масляные радиаторы и на многих современных авто.
  • Испарительная система эффективна, но отличается сложным устройством и найти ее на серийном автомобиле вряд ли получится. Здесь жидкость закипает и испаряется с поверхности горячих деталей, охлаждая их. Полученный пар конденсируется в специальных устройствах. Испарительные системы были достаточно широко распространены в авиации перед Второй мировой войной.
  • Жидкостное охлаждение получило самое широкое распространение на современных автомобилях. Здесь тепло от мотора отбирает специальная высококипящая жидкость – антифриз (раньше применялась обычная вода), которая потом охлаждается в радиаторе. Сейчас применяются закрытые, герметичные системы, работающие под повышенным давлением, что позволяет нагревать охлаждающую жидкость до температуры выше 100 градусов Цельсия.

Как работает система охлаждения автомобильного двигателя

В блоке и головке блока цилиндров отлиты специальные полости – рубашка охлаждения. Проходя через рубашку антифриз забирает тепло от нагретого двигателя. Далее, через систему патрубков, жидкость поступает в радиатор, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Улучшить процесс помогает вентилятор, который просасывает воздух через соты радиатора. Хорошую циркуляцию антифриза в системе обеспечивает насос, именуемый в народе помпой. Нужно отметить и еще один важный элемент системы – термостат. Он позволяет двигателю максимально быстро прогреваться до рабочей температуры, перекрывая поступление основного потока жидкости в радиатор. По мере нагрева антифриза термостат открывается и жидкость начинает циркулировать по всему контуру.


Основные неисправности

Любой автомобиль оснащен указателем температуры охлаждающей жидкости. Именно этот прибор и предупредит о возможной неисправности. Варианта здесь два: или двигатель долго греется и теряет температуру при движении с высокой скоростью, или температура уверенно ползет вверх, приближаясь к опасной красной метке на датчике. И то, и другое – плохо, но перегрев все же хуже. Давайте разбираться, в чем может быть проблема.

  1. К недогреву чаще всего приводит заклинивший в открытом положении термостат – охлаждение постоянно работает «на всю катушку», независимо от внешних условий и режима работы мотора. Еще один виновник – постоянно работающий вентилятор. В идеале он включается по команде электронного блока управления двигателем, который получает информацию от датчиков температуры. Эти датчики тоже могут выйти из строя, хотя случается такое не часто. Недогрев – явление не смертельное, но неприятное. Мотору, рассчитанному на высокую рабочую температуру, холодно, он хуже тянет, выбрасывает больше вредных веществ в атмосферу, на деталях интенсивнее появляются вредные отложения. Добраться своим ходом до сервиса можно, а вот долго ездить с неисправностью крайне нежелательно.
  2. Перегрев – куда более опасное явление. Так недолго и на ремонт или замену двигателя попасть. Если заметили, что температура антифриза поднялась значительно выше нормы – немедленно едем на сервис, причем желательно, верхом на эвакуаторе. Причина столь вредного явления может таиться в постоянно закрытом термостате или не работающем вентиляторе. Потеря герметичности системы охлаждения — это не только течь жидкости, но и ее преждевременное закипание из-за падения давления. Виновником перегрева может оказаться и насос, который гоняет жидкость не с должной эффективностью.
  3. Отдельная тема – состояние основного радиатора. Если он забит грязью, пылью, остатками насекомых, теплообмен в нем не будет происходить должным образом. Радиатор может быть загрязнен и изнутри. Такое часто случается при несвоевременной замене антифриза или смешивании разных типов охлаждающей жидкости. Поэтому менять антифриз нужно точно в срок, указанный в сервисной книжке. После экстренного долива в бачок или радиатор непонятно чего, жидкость тоже нужно поменять на рекомендованную, предварительно промыв систему.


Что делать, куда обращаться?

Система охлаждения устроена вроде бы не особо сложно, но продиагностировать ее, верно найти неисправность и качественно ее устранить сможет не каждый автомобилист. А делать это нужно срочно! Значит едем к специалистам. Если проблемы застигли вас в Москве, везите захворавший автомобиль в один из технических центров FAVORIT MOTORS – здешние спецы с куда более сложными поломками справляются. Систему охлаждения точно приведут в порядок.

731 21 ноября 2024