Почему перегорел предохранитель в машине?
Когда в квартире гаснет свет, принято говорить: «Пробки выбило». Хотя место «пробок» давно заняли защитные автоматы, устойчивое выражение продолжает жить, ведь старые защитные устройства в самом деле были похожи на пробки с резьбой. Подобные устройства - предохранители, защищающие электрическую сеть, есть и в любом автомобиле. Зачем они нужны, как работают и какую функцию выполняют?
Защитники
Любой мало-мальски технически грамотный человек знает, что перегружать электропроводку нельзя – это чревато ее повреждением или даже возгоранием. Если провода не рассчитаны на большой ток, они начинают нагреваться со всеми вытекающими последствиями. Чтобы предотвратить возможный пожар, электрические цепи автомобиля защищены плавкими предохранителями. При увеличении тока выше допустимого предела предохранитель перегорает и цепь обесточивается.
Как устроен предохранитель?
Очень просто: пластмассовый корпус, два контакта и вставка из легкоплавкого металла между ними. При превышении допустимого тока вставка нагревается и плавится – цепь размыкается. Номинал предохранителей указывается в Амперах и показывает допустимую силу тока. При превышении номинала предохранитель перегорает.
В современных автомобилях применяются так называемые ножевые или флаговые предохранители. В более старых моделях можно найти цилиндрические предохранители. Для защиты силовых цепей могут применяться ленточные и другие защитные устройства
Где он расположен?
Не он, а они. В электросети любого авто применяется несколько предохранителей разного номинала, которые защищают различные цепи. Коробка с предохранителями расположена чаще всего на передней панели. Реже - под капотом. Найти ее поможет инструкция по эксплуатации автомобиля. Чтобы разобраться, какой предохранитель за что отвечает, тоже придется изучать инструкцию. Во многих моделях в самой коробке или на ее крышке закреплены несколько запасных предохранителей разного номинала.
Отчего перегорают предохранители?
Основных причин две: перегрузка и короткое замыкание. Законов физики никто не отменял: при увеличении мощности потребителя растет сила тока. Ведь мощность – произведение напряжения и силы тока, а напряжение у нас постоянное. Если через гнездо прикуривателя подключить мощный потребитель, наверняка сгорит предохранитель, защищающий цепь прикуривателя. К перегрузке цепи может привести использование ламп повышенной мощности, неквалифицированный монтаж дополнительного электрического оборудования.
При коротком замыкании резко падает сопротивление в электроцепи. Согласно закону Ома, который все изучали в школе, это приводит к моментальному росту тока. Ведь сила тока и сопротивление обратно пропорциональны. Наиболее частая причина замыкания – механическое повреждение проводки. Навредить может и влага, которая просочилась куда ей не положено. Ведь вода, особенно сдобренная дорожными реагентами, прекрасный проводник.
Причиной перегорания предохранителя могут быть и его грязные, окислившиеся контакты.
Что делать?
Неисправность предохранителя обычно определяется «на глаз» - перегоревшую вставку видно через прозрачный корпус. А что делать, если защитник вроде бы цел, а цепь обесточена? Далеко не все возят с собой мультиметр. Поэтому есть «народный» способ: ставим в проблемное гнездо соседний предохранитель того же номинала. Все заработало? Виноват предохранитель. Эффекта нет? –значит проблема скрыта где-то глубже.
Если предохранитель перегорел, его необходимо заменить на исправный того же номинала. Сделать это можно с помощью специального пластмассового пинцета, который чаще всего закреплен в коробке предохранителей. Выключаем зажигание, удаляем неисправный предохранитель и устанавливаем новый. Но если бы все было так просто…
С большой вероятностью предохранитель сгорит вновь, ведь причину его выхода из строя мы не устранили. Порой она лежит на поверхности и с ней справится любой технически подкованный автовладелец. Но часто для поиска неисправностей в автомобильной электропроводке нужно время, специальный приборы и немалый опыт. И если с не работающими стеклоподъемниками, прикуривателем или подогревом сидений можно ездить дальше, то с неисправной светотехникой или электронными системами безопасности на дороге, до устранения поломки, лучше не появляться.
Вредные советы
Отдельные «специалисты» предлагают установить, вместо перегоревшего, предохранитель более высокого номинала. Не стоит этого делать! Вы же не знаете, что сгорит раньше: мощный предохранитель или проводка. Абсолютно недопустимо использовать вместо штатного предохранителя эрзац-перемычки из проволоки, фольги и других подручных средств. Если, конечно, нет цели гарантированно спалить свой автомобиль. Ведь по статистике страховых компаний основная причина пожаров в авто – неисправная проводка.
Установка предохранителя меньшего номинала не опасна, но бесполезна. При включении потребителя он будет перегорать. Можно воспользоваться устройством с нужной маркировкой, изъяв его из второстепенной цепи, но только в крайнем случае. Куда проще потратить немного денег, приобрести набор запасных предохранителей и возить его с собой.
Где всегда помогут?
С электрикой вашего автомобиля непорядок? Вам надо установить сигнализацию или музыкальный центр, но вы не знаете к кому обратиться? После непрофессионального вмешательства злобный предохранитель перегорает с пугающей регулярностью и аккумулятор садится за три дня стоянки? Обращайтесь в сервисные центры FAVORIT MOTORS. Здесь опытные специалисты-электрики быстро диагностируют проблему и устранят ее, качественно и с гарантией установят дополнительное оборудование. Электрическая сеть современных авто сложна и лезть в нее без специальных знаний и оборудования не стоит. Последующий профессиональный ремонт может обойтись очень дорого.