Проблемы с рулевым управлением

Неисправное рулевое управление – прямой путь к аварии, и, возможно, очень серьезной. Это должен понимать каждый водитель, следить за состоянием системы, при появлении первых признаков поломки проводить диагностику, выявлять причину проблемы, ремонтировать или заменять неисправные компоненты. Недаром движение с неисправным рулевым запрещено ПДД, а нарушителей ждет штраф и эвакуация машины.

Прежде чем рассказывать о возможных проблемах и простейших диагностических приемах, несколько слов об устройстве рулевого управления и принципах его работы.


Что такое система рулевого управления?

Чтобы автомобиль поворачивал в нужную сторону и на нужный угол водитель крутит рулевое колесо. Механизм, который связывает руль с управляемыми колесами и называется рулевым управлением. Из чего состоит эта система?

Руль насажен на рулевой вал (колонку). Это достаточно сложная конструкция, которая должна быть жесткой и прочной, но при лобовом столкновении легко «складываться», чтобы не травмировать водителя. Вал передает вращение на рулевой механизм, представляющей собой червячный или реечный редуктор. Первые применяются все реже, уступая место рейкам. От этого узла к колесам идут рулевые тяги со сферическими шарнирами – наконечниками. И это еще не все.

В наши дни непросто найти новый автомобиль без усилителя руля. Они бывают трех типов:

  • Гидравлический (ГУР, гидроусилитель) – где осуществлять поворот водителю помогает давление специальной жидкости. Давление это создает насос, который приводится от коленчатого вала двигателя. Такие устройства применяются все реже.
  • Электрический (ЭУР) – наиболее популярный сегодня тип усилителя. Вращение баранки здесь облегчает электромотор. Управление, естественно, электронное, датчики и блок «мозгов» присутствуют.
  • Электрогидравлический – объединяет оба, названных выше, устройства: усиливает жидкость, а ее давление создается электрическим насосом, которым управляет электронный блок.

Как понять, что у вас проблемы с рулевым приводом?

Есть несколько признаков, которые прямо или косвенно указывают на неисправность рулевого управления:

  1. Стук спереди-снизу может быть вызван как износом наконечника, так и люфтом в рулевом механизме или в шарнирах колонки. Вполне возможно, что гремит подвеска – ее тоже необходимо своевременно отремонтировать.
  2. Свободный ход рулевого колеса заставит постоянно подруливать, даже при движении по прямой. Скорее всего необходим ремонт или регулировка редуктора.
  3. Неравномерное усилие при вращении руля, его закусывание, рывки при повороте чаще всего вызваны проблемами с усилителем.

Напоминаем, что все неисправности управления крайне опасны, поэтому максимально быстро отправляемся в автомобильный сервис, где есть специалисты и диагностическое оборудование. Хотя простейшую диагностику можно провести и самостоятельно.


Проводим диагностику

Начнем с простого, с того, что практически любой автовладелец сможет сделать сам.

На авто с заглушенным двигателем пытаемся интенсивно покачать руль влево-вправо и на себя-от себя. Никаких люфтов, а тем более стуков быть не должно.

Заводим мотор и быстро крутим руль от упора до упора. Если усилие неравномерное, руль «упирается» или, наоборот, «проваливается» - скорее всего в Датском королевстве что-то не в порядке. И никаких стуков, ударов, щелчков быть не должно. Разве что гидроусилитель может слегка гудеть в крайних положениях.

Продвинутые автомобилисты могут загнать свое авто на смотровую канаву или эстакаду и покачать рулевые тяги. Ищем люфты и стуки. Изношенный рулевой наконечник часто видно невооруженным взглядом.

Не лишним будет заглянуть в бачок ГУР и проверить уровень жидкости.

Дальше понадобятся навыки, инструмент, а то и специальное диагностическое оборудование. Могут скрываться в насосе или клапанах ГУРа, электромоторе, блоке управления или, например, датчике поворота руля, если система электрическая или электрогидравлическая. Поэтому полную диагностику лучше доверить специалистам сервисного центра.

В какую сумму обойдется ремонт рулевого управления? Все зависит от выявленной неисправности: замена рулевого наконечника точно не разорит, а вот стоимость рулевой рейки, да еще с усилителем, на некоторых моделях может оказаться очень высокой.

Но откладывать ремонт и продолжать ездить на машине с дефектами рулевого точно нельзя. Безопасность не измеряется деньгами.

423 18 октября 2024