Подвеска китайских автомобилей – что лучше для российских дорог

Очередное задание вызвало недоумение: напиши-ка нам все про автомобильные подвески – какие бывают, в чем плюсы и минусы, зачем нужны, где применяются, как ремонтировать… На эту, почти бесконечную тему, умные люди сочиняют толстые книги, порой в нескольких томах, а тут коротенькая статья. Но задание получено и его нужно исполнять. Поэтому обзор будет касаться только самых массовых в России китайских моделей и, конечно, тема будет освещена очень кратко. Поехали!

Что такое подвеска и зачем она нужна?

Говоря простым языком, подвеска – это конструкция, которая связывает колеса с кузовом или рамой автомобиля. В давние времена, когда люди ездили на телегах, колеса крепились жестко, оттого и трясло такое транспортное средство нещадно. Поэтому в тогдашних экипажах высшего класса – каретах, применяли упругие элементы - рессоры. Ехать состоятельному пассажиру было мягко. Современная подвеска – сложная конструкция, которая состоит из направляющих элементов (рычагов, тяг), шарниров, придающих им подвижность (сайлентблоки, шаровые опоры), упругих элементов (рессоры, пружины, торсионы, пневмобаллоны), демпфирующих элементов (амортизаторы). Направляющие элементы фиксируют колесо в необходимом положении, упругие – сглаживают толчки, возникающие при работе подвески от неровностей дороги, а демпфирующие – гасят колебания кузова.

Основных задач у системы две: обеспечить комфорт пассажиров, а также придать авто достойные устойчивость и управляемость. И решение этих задач противоречит друг-другу: быстрые, спортивные машины очень жесткие, а те, что отличаются очень мягким ходом не блещут поведением на дороге. Важнейшая задача конструкторов и испытателей – найти оптимальный компромисс, чтобы автомобиль и душу не вытрясал из пассажиров и был безопасен даже на высоких скоростях.

Какие бывают подвески?

Про переднюю и заднюю рассказывать, думаю, не нужно. Поэтому переходим к более углубленной классификации по типам:

  • Зависимая – когда колеса одной оси жестко связаны между собой. Простая и надежная конструкция, но тяжелая и громоздкая. Применяется на грузовиках, пикапах и внедорожниках.
  • Независимые – каждое колесо одной оси подвешено отдельно, жесткой связи между колесами нет. Обеспечивает наилучший комфорт и управляемость, но, порой, сложна и дорога.
  • Полунезависимая – популярная в наши годы разновидность, сочетающая простоту и легкость с достойными характеристиками. Колеса связаны между собой упругой деталью – балкой.

Внутри каждого типа придумано множество различных конструктивных решений. Одни уже устарели, другие живут годами, третьи появились относительно недавно. Можно классифицировать подвески и по видам упругих элементов. Рессорные и торсионные в наше время на легковых авто применяются крайне редко, основной тип – пружинная. Пневмоподвеска – удел дорогих авто высокого класса. Амортизаторы обычно устанавливаются телескопические, гидравлические. И даже те, что называют газовыми или газонаполненными – тоже гидравлические. Газ создает внутри демпфера повышенное давление и стабилизирует характеристики жидкости, которая работает в амортизаторе.

Подвески китайцев

Подробное описание множества конструкций явно выходит за рамки этой статьи. Поэтому пройдемся только по тем, что установлены на популярных авто из Китая. Начнем с передней подвески. Здесь, за исключением самых утилитарных внедорожных авто, она независимая

Самый распространенный тип – МакФерсон, свечная подвеска, качающаяся свеча. Проста, легкая и компактная конструкция получила широкое распространение с развитием переднего привода. Применяется на большинстве легковушек и кроссоверов. Упругий и демпфирующий элементы объединены в пружинно-амортизаторную стойку.


  • Двухрычажная в классическом виде устанавливается на пикапы и внедорожники, где нужны большие хода колеса и надежность. Более изощренный вариант с высоко поднятым верхним рычагом и пружинно-амортизаторной стойкой позволяет достичь высокого уровня комфорта и отличных ходовых качеств. Это удел дорогих легковых машин.

  • Переходим на заднюю ось. Здесь еще можно встретить зависимую подвеску. С нее и начнем. Зависимая пружинная – используется на пикапах, внедорожниках и легких коммерческих автомобилях. Проста, надежна, выдерживает большие нагрузки, но тяжела и громоздка. Раньше часто применялись рессоры, но в последнее время эти детали почти полностью вытеснены пружинами.

  • Полунезависимая или подвеска на продольных рычагах, связанных упругой (торсионной) поперечной балкой. Широко применяется на бюджетных седанах, хетчбеках и переднеприводных кроссоверах. Очень простая, надежная и довольно компактная.

  • Многорычажная – самая сложная конструкция, которая отличается еще и значительной ценой. Она обеспечивает хорошее сочетание управляемости и комфорта. Такую можно найти на дорогих легковых авто и полноприводных кроссоверах.

Какая у кого подвеска?

Приведем несколько примеров популярных моделей, оснащенных описанными выше типами подвесок.

Changan ALSVIN – скромный бюджетный переднеприводный седанчик, самый доступный китаец на нашем рынке. Здесь все просто: впереди МакФерсон, сзади – упругая балка. Как и у легких кроссоверов: Тигго 4, Белджи Х50 и других.

Haval M6 – спереди опять МакФерсон, а сзади – многорычажная конструкция, которая досталась переднеприводной машине от предка, имевшего все ведущие колеса. Именно такое сочетание является нормой для большинства полноприводных паркетников.

Tank 500 – настоящий внедорожник. В том числе и по конструктиву подвески. Впереди – двухрычажная, независимая пружинная. Сзади – жесткий мост на тех же пружинах. Все, как полагается его одноклассникам и пикапам.

Что выбрать для дорог РФ?

Выбираем мы все-таки не подвеску, а автомобиль. И здесь важно учитывать характер его будущей эксплуатации. Ездить по разбитым дорогам и неровным проселкам лучше на пикапе или внедорожнике. Более нежная подвеска кроссовера в таких условиях долго не проживет. Для езды по более-менее ровному асфальту и легкому бездорожью подойдет как раз паркетник. А седаны хороши на идеальном дорожном покрытии. Любителям быстрой езды не обязательно гоняться за задней многорычажкой. Хорошо настроенная подвеска с упругой балкой показывает не худшие результаты.

Главное – поддерживать авто в исправном состоянии. Ведь любая поломка ходовой части может привести к самым неприятным последствиям. Поэтому подвеску положено проверять при каждом техническом обслуживании, обнаруженный неисправный элемент нужно отремонтировать или заменить. Амортизаторы и пружины, при необходимости, меняют парами на одной оси. Один новый демпфер не обеспечит безопасной езды.

Если вы услышали стук из-под машины, кузов просел или накренился, авто стало раскачиваться на неровностях или рыскать по дороге – немедленно обращайтесь в хороший сервис для диагностики и ремонта подвески.

715 18 октября 2024