Что важно знать про погоду: особенности вождения в дождь, снег, туман и на льду

Плохие погодные условия — это почти нулевая видимость, 10-балльные пробки на трассах, стресс у водителей. И рост количества ДТП. 

Но не всегда в авариях виновата погода. Нередко водители совершают критические ошибки, не учитывая изменившиеся погодные условия. Как правильно водить в дождь, снегопад, туман и гололед?

Вождение в дождь: как ехать безопасно

Затяжные дожди и кратковременные, но сильные ливни чаще всего мешают нам водить в межсезонье. Главные опасности езды в дождь — это сниженная видимость, скользкое дорожное покрытие и аквапланирование. 

Как улучшить видимость

Залитые водой, помутневшие стекла и зеркала — это опасно. Пользуемся дворниками и оптикой, чтобы улучшить обзорность:

  1. Еще до наступления дождливого сезона проверяем состояние дворников. Если щетки износились, заменяем стеклоочистители.
  2. Если дворники старые и не реагируют на интенсивность загрязнения стекол автоматически, выставляем подходящий режим вручную.
  3. Очищаем лобовое стекло омывателем. Оптимально — наносим на стекла и зеркала покрытие Антидождь. 
  4. Если видимость снижена из-за стены дождя или темного времени суток, включаем ближний свет.
  5. Включаем противотуманки, если без них обойтись невозможно.

С дальним не ездим — он будет отражаться от мокрого покрытия и даже от льющейся с неба влаги. Не слепим других людей за рулем.

Как правильно тормозить

Неправильное торможение на мокрой трассе часто ведет к ДТП. Действуйте корректно:

  1. Импульсивные маневры в дождь — не вариант. Не гоним и не передвигаемся рывками, стараемся вести медленно и осторожно.
  2. Мокрая дорога увеличивает тормозной путь в полтора-два раза. Держим дистанцию с идущими впереди машинами. Чем габаритнее ТС — тем больше должна быть наша безопасная дистанция. Крайняя осторожность требуется, если мы движемся за фурой.
  3. Не тормозим резко — может снести в кювет.

Чтобы просушить тормозные колодки, плавно жмите на тормоза несколько раз.

Как избежать аквапланирования

Аквапланирование — опасность, ожидающая автомобилистов после сильных или продолжительных дождей. Дорожное полотно покрыто водой, дренажная система покрышек не справляется с водоотведением, и авто теряет сцепление с дорогой — полностью или частично.

Как не «поплыть» на машине:

  1. Покупаем качественную резину — продаются марки, устойчивые к аквапланированию.
  2. Отслеживаем состояние покрышек — мониторим равномерность и степень износа, целостность, давление. Регулируем подвеску под дорожные условия.
  3. Передвигаясь по мокрому полотну, отключаем опцию круиз-контроля: на скользком влажном покрытии система способна срабатывать не штатным образом.
  4. Не превышаем скорость, не маневрируем резко — особенно на незнакомых дорогах. Движение медленное, осторожное, осмотрительное. Под обширными и глубокими водными преградами нередко прячутся ямы — есть шансы повредить колеса или подвеску. 
  5. Если все-таки въехали в глубокую лужу — не изменяем направление движения и не тормозим резко. Все действия — и сброс газа, и торможение — должны быть плавными. 

Если, несмотря на осторожную езду, машина все-таки «поплыла» — не впадаем в панику. Главное — не крутить руль резкими движениями и не давить в пол тормоз. Авто будет «плыть» буквально несколько мгновений — далее сцепление с покрытием восстановится, сбрасываем скорость и спокойно едем дальше.

Как не попасть в ДТП в тумане

В туманную погоду обзорность критически ухудшается. Но многие водители продолжают вести авто, как привыкли, без учета ситуации — и попадают в аварии. Особенно часты ДТП в тумане по утрам или вблизи водоемов — если водитель не знает особенностей местности, он внезапно оказывается в тумане, возникшем возле воды. 

Как правильно ездить в тумане:

  1. Видим его впереди — сразу же сбрасываем скорость: нам неизвестно, какова плотность тумана. Возможно, он так называемый «молочный» — чрезвычайно плотный, с практически нулевой видимостью. В нем вообще ехать рискованно — лучше остановиться и переждать, пока не рассеется. Или поехать другой дорогой. 
  2. Включаем противотуманки одновременно с ближним светом или габаритами. 
  3. Включаем задние противотуманки или аварийку — это нужно, чтобы стать видимым для других водителей и помочь им ориентироваться.
  4. Не трогаем дальний! Туман — это водяная взвесь. Чем более ярко будут светить ваши фонари, тем мощнее будет их слепящий эффект. Туманная завеса и отражает, и преломляет световой поток. Мы просто ослепим и себя, и прочих водителей. Притом что дальний свет визуально делает туман гуще, чем в реальности.
  5. Выбираем скорость с учетом конкретных условий. Она не регламентируется какими-либо дорожными знаками и т. д. — только здравым смыслом. Гнать в тумане — это стремиться к ДТП с наихудшим исходом. 
  6. Стараемся соблюдать дистанцию с учетом условий. В тумане все расстояния кажутся больше, их сложно правильно оценить визуально. Оцениваем расстояния, глядя не только на машины впереди, пользуемся и другими ориентирами: разметкой, неподвижными объектами у дороги.
  7. Если въехали область «молочного» тумана — не только светим, но и сигналим. В такой плотной пелене легко сбить пешехода или въехать на обочину и не заметить этого.
  8. Избегаем любых импульсивных решений и крутых маневров. Туман — это настоящая проверка на бдительность и концентрацию внимания, смотрим на дорогу и в зеркала, ловим любое движение впереди и по бокам автомобиля.
  9. В городе проявляем особую осторожность в местах, где много людей. Это пешеходные переходы, территории вблизи детских, образовательных, медицинских учреждений, остановки общественного транспорта. 
  10. Не забываем о возможности появления рядом мотоциклистов, велосипедистов, питбайкеров — это возможно как в городе, так и на пригородных дорогах.

Если вы приняли оптимальное решение — переждать туман, правильно выберите место для остановки. Не паркуйтесь на обочинах — в вас может въехать кто угодно, передвигающийся почти вслепую.

Как водить в снег

Зимой нужно уделять серьезное внимание обзору на дорогах. При низкой видимости вероятность попасть в ДТП кратно возрастает. В холодный сезон обзор ухудшается из-за:

  • обледенения и конденсата на стеклах авто — в салоне тепло, снаружи холодно, поэтому стекла потеют;
  • солнечных бликов, отражения солнца от обледеневшего асфальта;
  • визуальных эффектов от мороза — иногда формируется дымка, также мешающая обзору;
  • снегопадов, метелей.

Снегопады — наиболее частое в нашей стране и достаточно опасное явление, не стоит его недооценивать. Особенно сложно ездить в снегопад в сумерки и ночью. Свет автомобильной оптики рассеивается из-за падающего снега, практически не освещая дорогу, зато качественно ослепляя водителя. 

Снегопад ухудшает не только обзор, но и возможности водителя. Он еще и снижает сцепление колес с дорожным полотном. 

Два главных фактора для безопасной езды зимой: хорошая видимость и сниженная скорость.

Правила вождения зимой

Снежная погода часто становится причиной ДТП, если водитель не изменил манеру вождения. И продолжает беззаботно гонять, как летом. 

  1. Трогаемся медленно и аккуратно.
  2. На укатанном снегу пробуем начинать двигаться вперед-назад, это называется враскачку. Или стартуем, сразу переходя на вторую передачу.
  3. Тормозим без резкости, с краткими интервалами. Или понижаем скорость мотором.
  4. Чрезвычайно аккуратно тормозим в местах, где поверхность неоднородна — на мостовых, разметках, зебрах, трамвайных путях. Без необходимости на них вообще тормозить зимой не стоит — опасно.
  5. Следим за всеми осветительными приборами, своими и чужими, включая поворотники — в снегопад фары часто забиваются хлопьями снега и практически не светят.
  6. Соблюдаем дистанцию, особенно если зимняя резина не самая качественная. Впереди может ехать авто на хорошей резине. Когда оно остановится, вы можете продолжать катиться и «поцелуете» его сзади.
  7. Следим за микроклиматом в салоне, не допускаем запотевания стекол.
  8. Стараемся максимально сконцентрироваться на дороге — особенно если она незнакомая. Разметку и дорожные знаки может быть плохо видно.
  9. Не гоним на участках с сугробами или заносами. Мы не знаем, что прячется под ними — обледеневший участок, бордюры или камни.
  10. Еще до начала зимнего сезона обзаводимся нужными автомобильными аксессуарами, помогающими безопасно проездить зиму.

Сегодня в продаже большой ассортимент зимних аксессуаров для водителей. Но самое главное, что должен иметь в багажнике каждый автовладелец зимой — это аксессуары противоскольжения (и ремней, и цепей сейчас продается множество), лопатка и буксировочный трос.

Как водить в гололед

На скользких дорогах автомобиль легко теряет управление — сцепление с покрытием у колес слабое. Как повысить управляемость авто:

  1. Изначально «обуваем» машину только в качественную зимнюю резину с хорошей шиповкой.
  2. Планируем маршрут — выбираем ровные дороги. 
  3. Стараемся без крайней необходимости не гнать. Замедляемся, если впереди скользкие участки.
  4. Трогаемся с места не рывком, как можно плавнее.
  5. Тормозим, не выключая передачи, оптимально — переходя на пониженную.

Как действовать, если авто забуксовало на льду? Воспользуйтесь подручными материалами: засыпьте лед под буксующим колесом гравием, грунтом или песком, если они в доступности. Поможет и обычная соль. Можно воспользоваться даже наполнителем для кошачьих лотков — он подействует как песок, потому что он абсорбент. 

Конечно, вряд ли у каждого водителя с собой запас соли или кошачий наполнитель, но у всякого имеются коврики в салоне. Подложите их под буксующие колеса — они обеспечат сцепление с поверхностью.

Как не терять управление на льду

Как вести, если буксуете или вас заносит на обледеневшем участке? 

При пробуксовках:

  • если машина передне- или полноприводная — «ловим» сцепление с покрытием, плавными движениями покачивая рулевым колесом;
  • если привод задний — руль держим прямо и раскачиваем авто вперед-назад, задействуя силу инерции. Газ нажимаем плавно.

Стараемся не буксовать долго, работаем с ситуацией.

При заносах:

  1. На авто с передним приводом мягко поворачиваем рулем в сторону заноса, нажимаем на газ. Стабилизировались? Возвращаем руль в исходную позицию и едем дальше по прямой.
  2. На заднеприводной машине тоже поворачиваем рулем к заносу, но педаль газа не трогаем. Руль — в исходное.
  3. На полноприводном авто плавно нажимаем на газ. Не компенсируем занос с помощью руля.

В период межсезонья самые опасные часы для езды — это весенние вечера и утреннее время осенью, когда за ночь вода на дорожном покрытии замерзает.

Возможно избежать ДТП даже в сложных дорожных условиях. Если погода плохая по любой вышеописанной причине — сначала спланируйте маршрут. Пользуйтесь системами навигации и актуальными приложениями — получайте сведения о ситуации на дорогах в реальном времени. Выбирайте менее опасные альтернативные дороги, если есть такая возможность.

Если вы новичок за рулем и еще не сталкивались со сложными дорожными ситуациями, заранее наметьте пункты на маршруте, где сможете остановиться. Там вы отдохнете, приведете в порядок нервы, проверите состояние авто или даже переждете непогоду.




581 07 декабря 2025