Первых много не бывает: как электрокары завоевывали рынок

01.09.2025
3 мин.
Коптевская, 71 Москва +7 (495) 445-57-50
Контент

Если обращаться к историческим источникам, то можно заметить, что за право называться самым первым электрокаром в истории готовы побороться сразу несколько марок и моделей из разных стран и даже веков. И несмотря на то, что один из претендентов на это звание появился на свет два века назад, значимость электромобилей ощутима как никогда именно сейчас. 

В нашем сегодняшнем материале предлагаем познакомиться с каждым из желающих нести гордое звание первого электрокара в мире. 


Соединённые Штаты автопроизводства

Одним из первых действительно коммерчески реализованных электромобилей в США стала модель «Electrobat», созданная в 1894 году в Филадельфии инженерами Генри Моррисом и Педро Салански.

Основные факты об «Electrobat»:

  • Автомобиль был представлен в 1894 году и считается первым коммерчески успешным электромобилем в США;

  • Машина использовала свинцово-кислотные аккумуляторы (литий-ионных тогда ещё не существовало) и развивала приличную по тем временам скорость;

  • «Electrobat» проектировался для городской езды и служил доказательством практичности электротранспорта;

  • Модель показала, что электромобили могут быть реальной альтернативой паровым и бензиновым экипажам, что дало толчок к дальнейшим экспериментам в Америке.

В Европе же параллельно работал британский инженер Томас Паркер, который ещё в 1884 году построил собственный электрический экипаж. Его разработки также заложили фундамент для будущих инноваций, но уже на другой стороне Атлантики.

Чуть позже свой вклад в эту историю внёс и Фердинанд Порше с революционными колёсными электромоторами.


Коко Шанель одобряет электро потенциал 

«Baker Electric» —  тоже был выпущен в США в конце XIX — начале XX века. Этот электрокар был разработан компанией Baker Motor Vehicle Company и производился примерно с 1899 по 1916 год.

Основные факты о «Baker Electric»:

  • «Baker Electric» был роскошным и комфортным автомобилем, предназначенным для городского использования. Он имел тихий электродвигатель, что делало его очень удобным и приятным в эксплуатации;

  • Модели отличались элегантным внешним видом, просторным салоном и современными для того времени технологиями;

  • Электромобили «Baker Electric» не требовали запуска двигателя или использования масла, что делало их более простыми в обслуживании по сравнению с бензиновыми машинами;

  • «Baker Electric» считается одним из первых массовых электромобилей, который демонстрировал потенциал электрического транспорта в начале XX века. Он был популярен среди богатых и знаменитых, включая таких известных личностей, как Коко Шанель и Клеменс Ван дер Либ;


Как Porsche создали первые в мире колесные электромоторы

«Lohner-Porsche» — начале XX века украсил своим появлением небольшую на тот момент коллекцию электрокаров. Эта модель была разработана австрийским инженером Фердинандом Порше (будущим создателем знаменитого бренда Porsche) и его командой.

Основные факты о «Lohner-Porsche»:

  • Выпускались с 1900 года;

  • Впервые в мире использовал электродвигатели, встроенные непосредственно в колеса (так называемые «колёсные электромоторы»), что было инновационным решением того времени;

  • Наиболее известна модель «Lohner-Porsche Mixte Hybrid», которая сочетала электродвигатели с бензиновым генератором для увеличения дальности;

  • Этот электромобиль считается одним из первых примеров использования электромоторов в серийных автомобилях и стал важной вехой в истории электромобилей.

«Lohner-Porsche» оказал значительное влияние на развитие электротранспорта и стал предшественником современных электромобилей.


В чем сила электромобилей?

Позволим себе напомнить сильные стороны электрокаров: 

  • Электромобили не выбрасывают вредных веществ и парниковых газов во время эксплуатации, что помогает снизить загрязнение воздуха и бороться с глобальным потеплением;

  • Электрические двигатели более эффективны по сравнению с двигателями внутреннего сгорания, что позволяет экономить энергию;

  • Электромобили могут использовать электроэнергию, полученную из возобновляемых источников (солнечная, ветровая энергия), уменьшая зависимость от нефти и газа;

  • Электромобили обычно требуют меньших затрат на техническое обслуживание, так как у них меньше движущихся частей и они не используют масло;

  • Развитие электромобилей стимулирует прогресс в области аккумуляторов, зарядных станций и интеллектуальных систем управления транспортом;

  • Переход на электромобили способствует созданию более чистой и безопасной городской среды, снижая уровень шума и загрязнения.


Кто первый? Биография ранних электромобилей

Описанные примеры выше действительно были первыми серьезными электро представителями четырехколесных всадников, однако не упомянуть их предшественников мы не можем: 

В 1828 году венгерский физик Аньош Иштван Йедлик создал примитивную электромобильную платформу, используя собственный электродвигатель, а спустя 4 года в Шотландии Роберт Андерсон сконструировал экипаж с одноразовыми батареями, что стало одним из первых шагов к созданию электрического транспорта. 

Шли годы, и в разных уголках света появлялись свои варианты «первых», каждый создатель стремился улучшить показатели чужих изобретений. Как Вы уже могли заметить, череда таких маленьких революций в мире автопроизводства была поистине долгой. В 1881 году, например, французский инженер Гюстав Труве вывел на улицы Парижа свою трехколесную электрифицированную коляску, которая считается первым официально признанным электрокаром. А спустя еще несколько лет в Германии появился четырехколесный электромобиль - Flocken Elektrowagen с перезаряжаемой свинцово-кислотной батареей. Он продемонстрировал возможность использования электродвигателей для личного транспорта и стал важным этапом в развитии электромобилей.


Встречай страна! История электрокаров в России 

Первые электромобили в России появились в начале XX века и стали частью развития автомобильной промышленности и транспорта в стране. 

В начале XX века в России начали появляться первые электромобили, импортируемые из Европы и США, а также некоторые отечественные разработки. Они использовались преимущественно для городского передвижения, так как были тихими, экологичными и удобными для городской среды.

В 1900-х годах в России импортировали электромобили из Франции, Германии и США. Они использовались богатой элитой, чиновниками и бизнесменами, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

В 1910-х годах появились первые попытки создать отечественные электромобили. Например, в Москве и Петербурге предприниматели экспериментировали с производством электромобилей на базе существующих технологий.

Электромобили того времени отличались простотой конструкции, тихой работой и возможностью использования в условиях города. Однако их распространение было ограничено из-за высокой стоимости аккумуляторов и недостатка инфраструктуры для зарядки.

Первые электромобили в России сыграли роль эксперимента и демонстрации возможностей электрического транспорта, а также способствовали развитию инженерных школ и технологий.

В целом, первые электромобили в России были частью глобального тренда начала XX века — перехода к более экологичным и технологичным видам транспорта, который получил развитие уже с середины века с появлением современных электромобилей.


Успешные эко-наследники 

Не пойти по стопам предков современные бренды просто не могли. Сейчас почти каждая марка старается явить миру идеальную версию безопасного для экологии автомобиля. 

Расскажем о самых коммерчески успешных представителей данного авто-жанра:

  • Tesla Model 3 — эта модель стала абсолютным лидером по продажам среди электромобилей в мире благодаря своей доступности, дальности хода и передовым технологиям;

  • Tesla Model Y — также очень популярна, с продажами, превышающими 3 миллиона единиц, и быстро растущей популярностью благодаря универсальности и вместительности;

  • Nissan Leaf — за всю историю было продано более 500 тысяч экземпляров, что делает этот электрокар одним из самых продаваемых в мире.

  • Chevrolet Volt / Opel Ampera — гибридные электромобили с расширенным диапазоном, которые также пользовались популярностью, особенно в США и Европе.


Вывод 

История электромобилей насчитывает не одно столетие и включает множество первопроходцев и инновационных моделей из разных стран. В нашем материале мы не стали ссорить творцов и выделять кого-то одного. Действительно, каждый создатель, его команда и бренд хоть и не согласовано, но работали сообща во благо безопасного будущего, непрерывно совершая одно открытие за другим. Сегодня значимость электромобилей ощущается особенно остро, поскольку они являются важной частью перехода к устойчивому развитию, снижению загрязнения окружающей среды и созданию более экологичной жизни будущего. 

 

Покупка электромобиля в FAVORIT MOTORS — это удобный способ стать частью будущего уже сегодня. В нашем каталоге представлены современные модели ведущих брендов с разным запасом хода, уровнем оснащения и ценой. Вы можете выбрать электрокар для городской эксплуатации или дальних поездок, получить консультацию специалистов по особенностям зарядки и эксплуатации, а также оформить выгодные условия покупки — в кредит, лизинг или по программе трейд-ин. Мы предлагаем не только широкий выбор, но и полный цикл сервиса, чтобы переход на электротранспорт был максимально комфортным.



Успешно добавлено в избранное
Перейти
Автомобиль добавлен в сравнение
Перейти