Министерство внутренних дел решило отказаться от планов по усилению контроля за водителями старше 60 лет. Соответствующий пункт исключён из проекта Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года. Об этом сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк.
«Принято решение об исключении из проекта указанной стратегии пункта 34, который затрагивал интересы участников дорожного движения старше 60 лет», — говорится в официальном сообщении МВД.
Изначально стратегия предусматривала меры по адаптации системы дорожного движения к растущему числу пожилых автомобилистов. Предлагалось ужесточить допуск к управлению после 60 лет, в частности, усилить контроль за состоянием здоровья таких водителей и пересмотреть механизм допуска к экзаменам и продлению прав. Однако эти предложения в итоговый документ не вошли.
Почему обсуждали ужесточение правил для водителей старшего возраста
Поводом для обсуждения стала статистика. По данным МВД, с 2017 по 2024 год количество ДТП по вине водителей старше 60 лет увеличилось на 25%. Аналитики также отмечают устойчивый рост доли возрастных автомобилистов: к 2030 году они могут составить более четверти всех водителей в стране.
Причинами становятся не только возрастные изменения в реакции и внимании, но и отсутствие регулярного контроля за состоянием здоровья. Сейчас обязательный медосмотр проводится лишь раз в 10 лет при продлении водительских прав, а внеочередные проверки — только по решению суда или по инициативе ГИБДД в рамках нового закона 2025 года.
Почему МВД передумало
Как уточняет Ирина Волк, пункт о пожилых водителях был исключён «с учётом мнений экспертов». При этом причины такого решения официально не раскрываются. По мнению юристов и автоэкспертов, возможная причина — риск дискриминации по возрасту и потенциальные судебные иски. Кроме того, нет убедительных доказательств того, что ужесточение допусков действительно снизит число аварий.
При этом, как отмечают эксперты, ужесточение может быть реализовано в более «мягкой» цифровой форме. В ближайшие годы МВД и Минздрав планируют усилить интеграцию информационных систем: результаты медосмотров, заключения врачей и диагнозы будут автоматически попадать в общую базу. Это позволит ГИБДД в режиме реального времени получать сведения о состоянии здоровья водителей, в том числе пожилых, и принимать решения об их допуске без необходимости в ручных проверках и судебных разбирательствах.
Также стоит учитывать, что значительная часть пожилых водителей активно использует автомобиль в быту, особенно в регионах, где общественный транспорт развит слабо. Резкое ограничение их прав может вызвать социальное напряжение.
Что уже меняется
Хотя от ужесточения допусков для пожилых водителей отказались, в других направлениях контроль усиливается. В 2025 году вступили в силу поправки, расширяющие полномочия ГИБДД: теперь водителя могут направить на внеочередное медицинское освидетельствование, если есть основания полагать, что его состояние здоровья угрожает безопасности на дороге. В случае подтверждения диагноза информация поступает в ГИБДД через Минздрав, и водительское удостоверение аннулируется автоматически.
Кроме того, обсуждаются поправки в закон о техосмотре. МВД предлагает обязать операторов проверять, используется ли автомобиль в такси, а при лишении лицензии — аннулировать выданные диагностические карты.
Опыт других стран: как решают вопрос за рубежом
Вопрос допуска к вождению пожилых людей активно обсуждается и в других странах. Однако даже там, где меры уже введены, они носят не запретительный, а превентивный характер.
В большинстве стран Европы, включая Германию, Финляндию и Нидерланды, ограничения начинают действовать с 70–75 лет, а не с 60, как предлагалось в российской Стратегии. Обычно речь идёт не о запрете, а о дополнительных проверках — когнитивных тестах, проверке зрения, слуха и реакции. Периодичность медосмотров после 75 лет может составлять 1–2 года.
Например, в Японии водители старше 75 лет обязаны проходить тест на распознавание дорожных ситуаций и когнитивные способности. Если тест провален, требуется более глубокая диагностика. Это сделано на фоне стремительного старения населения и роста числа ДТП среди пожилых.
При этом даже в этих странах вопрос остаётся социально чувствительным. Власти стараются избегать массовой отмены прав по возрасту, чтобы не ограничивать мобильность пожилых людей, особенно в сельской местности.
Вывод
Хотя тема пожилых водителей вызывает споры и связана с ростом числа аварий, резких мер предпринимать не стали. МВД сделало ставку на индивидуальный подход, а не на массовые ограничения по возрасту. В будущем, по всей видимости, основной упор будет сделан на цифровизацию контроля состояния здоровья и автоматизированные системы принятия решений, а не на жёсткие возрастные фильтры.




