Может ли китайский электрокар Nio Firefly потеснить Mini Cooper, если европейские пошлины сужают ценовое преимущество? А американцы, возможно, упускают нечто особенное?
Firefly от Nio: китайский Mini с претензией
Подумайте о частной китайской компании Nio (основана в 2014 году) как о местном аналоге Tesla: премиальный бренд, который решил проблему беспокойства клиентов по поводу запаса хода и зарядки, инвестируя в собственную инфраструктуру (в данном случае — станции быстрой замены батарей, а не зарядки), а также разрабатывая собственное "железо" и ПО.
Главное отличие: спустя всего 7 лет после начала продаж, ещё не выйдя на устойчивую прибыльность, Nio представляет маленький и доступный городской электромобиль. Чтобы не "размыть" премиальный имидж основного бренда, Firefly стал отдельным суббрендом, нацеленным на конкуренцию с Mini и Smart.
Мы провели день за рулём Firefly в пригородах Шанхая — и нашли множество фишек, которые могли бы понравиться американцам.
Задний привод и ультракомпактность
Nio самостоятельно разработала трансмиссию с постоянным магнитом, размещённую под багажным полом — экономия места налицо. Уникальный в этом классе компактный блок "6 в 1" включает мотор, редуктор, дифференциал, контроллер, блок распределения высокого напряжения и DC-DC преобразователь.
Задний мотор выполнен в соосной компоновке — полуоси проходят сквозь ротор, а дифференциал расположен внутри ротора. Это позволяет снизить центр тяжести и не мешать багажнику.
Сверхмалый радиус разворота
Из-за отсутствия ШРУСов передние колёса могут поворачиваться на больший угол, обеспечивая разворот всего за 9,4 метра — идеальный вариант для города. Это недорогое решение, которое легко применимо и на других рынках.
Фронтальный багажник как у Tesla Model S

Firefly размещает рулевую рейку перед осью передних колёс (в отличие от большинства авто) — это освобождает место в ногах и под капотом.
Так появляется 90 литров пространства, где спокойно помещается ручная кладь. А ещё туда удобно бросать грязные вещи — в пластиковый отсек слива можно вставить пробку, наполнить льдом и использовать как холодильник.
Дополнительное пространство — около 28 литров — под правым задним сиденьем и ещё немного — под передним пассажирским (если выбраны тканевые сиденья с ручной регулировкой).
Жёсткий и безопасный
Жесткость кузова на кручение — 35 700 Нм/градус. Это более чем на 30% выше, чем у Tesla Model 3, и на 50–80% больше, чем у ближайших конкурентов.
Китай ослабляет требования к безопасности для авто короче 4 метров. Поэтому Firefly вытянут до 4,003 м, чтобы попасть в "безопасную" зону. Девять подушек безопасности входят в стандарт — девятая отделяет водителя от пассажира. Некоторые решения дорогие, но часть — просто результат умной инженерии.
Дизайн, стремящийся к иконам
Главный дизайнер Крис Томассон (работал в BMW, Ford, Gulfstream) получил задачу: «Создай новый Fiat 500 или Mini. Он должен быть не просто другим, а уникальным».
Так появились три характерных световых элемента спереди и сзади. Вытянутые «пилюли» повторяются в дизайне ручек, зеркал, педалей и интерфейса.
Премиальность в мелочах
После недели с линейкой Nio стало ясно: тут нет заимствований из других моделей. В салоне — минимум дешёвого пластика. Всё обтянуто микрофиброй или полиуретаном. Подсветка — 256 цветов.
Воздуховоды размещены далеко на торпедо, с функцией колебаний (аналог вентилятора). Дисплей — 13,2 дюйма, не в форме пилюли, но с круглыми элементами и фирменным шрифтом Firefly.
Интерфейс: смахивание двумя пальцами вверх-вниз слева регулирует громкость, справа — температуру. Бесплатное и удобное решение.
В базе: 14 динамиков Dolby Atmos, электропривод багажника, цифровой ключ, голосовой помощник Lumo, автопарковка, ассистент вождения уровня 2+.
Свободный проход в салоне

В тесной парковке можно легко перебраться через переднюю часть салона — центральная консоль на уровне сидений, и, подняв подлокотник, водитель и пассажир могут выйти с любой стороны.
Батарея и запас хода
Firefly оснащён батареей LFP ёмкостью 42,1 кВт·ч (дешёвый и долговечный тип), запас хода — до 420 км по CLTC (оптимистичный китайский цикл), реальность — ниже.
Зарядка медленная, но возможна быстрая замена
Система на 400 В позволяет заряжать до 100 кВт — с 10% до 80% за 30 минут.
Однако акцент делается на замену батарей за 3 минуты. Пока Firefly не совместим с существующими станциями замены Nio, но в будущем — будет. CATL и другие бренды участвуют в создании стандарта пятого поколения.
За рулём Firefly
Электромотор на 141 л.с. разгоняет машину до 100 км/ч примерно за 8 секунд — как Fiat 500e. Задняя подвеска — многорычажка, в отличие от более дешёвых балок у конкурентов.
Калибровкой занималась канадская Multimatic, амортизаторы — фиксированные. Машина управляется живо, но мягче, чем Mini. Полный "однопедальный режим" с настройкой рекуперации и режимом авто (с радаром).
Три режима — Sport, Normal, Eco. Только Eco позволяет плавно ехать по трассе. Рулевое управление лишено естественности — типично для класса.
Цена и сроки
В Китае Firefly уже продаётся по цене от $16 800. Доступны 5 ярких цветов кузова, 4 интерьера, 2 материала сидений и 2 дизайна колёс.
Планируется запуск в 16 странах, кроме Северной Америки и Антарктиды. Даже за $34 000 в США Firefly считался бы невероятной находкой. Но если бы его можно было купить — кто знает, что бы он «украл»: долю рынка, сердца покупателей или их внимание?
Характеристики Nio Firefly EV 2025
-
Базовая цена: $16 800 (Китай)
-
Привод: Задний
-
Кузов: 5 мест, 4-дверный хэтчбек
-
Мотор: 141 л.с., 200 Н·м, с постоянными магнитами
-
Трансмиссия: Одноступенчатая
-
Снаряжённая масса: 1 500 кг
-
Колёсная база: 2 616 мм
-
Габариты (Д×Ш×В): 4 003 × 1 780 × 1 558 мм
-
Разгон 0–100 км/ч: 8,2 сек (по данным производителя)
-
Запас хода: 420 км (по CLTC)
-
В продаже: Уже доступен
Сравнение с конкурентами по ключевым параметрам
Модель |
Мощность |
Запас хода (реальный) |
Привод |
Объём фрнка |
Цена (от) |
Nio Firefly |
141 л.с. |
~300 км (реально) |
Задний |
90 л |
$16 800 (КНР) |
Mini Cooper SE |
184 л.с. |
~230 км (реально) |
Передний |
нет |
~$30 000 (США) |
Fiat 500e |
118 л.с. |
~280 км |
Передний |
нет |
~$28 000 (ЕС) |
Smart #1 |
272 л.с. |
~400 км |
Задний |
небольшой |
~$38 000 (ЕС) |
Недостатки и риски
-
Медленная зарядка по сравнению с 800-вольтовыми системами
-
Не хватает естественного рулевого управления
-
Неизвестно, будет ли поддержка CarPlay/Android Auto
-
Функция замены батарей пока недоступна для Firefly на текущих станциях