Что ждет авторынок в России? Что поменялось на рынке автомобилей после 2022 года? Как приживаются электромобили на российском рынке? Ответом на эти и многие другие вопросы в новом выпуске подкаста Михаила Кучмента «Бизнес на салфетке» поделился Владимир Попов – основатель и президент FAVORIT MOTORS. Мы собрали самые интересные моменты в одной статье.
Контракты с китайскими марками спасли российский авторынок
После ухода европейских, американских и японских брендов российский авторынок оказался перед серьезным вызовом. Однако компания FAVORIT MOTORS сумела оперативно адаптироваться к новым условиям.
Еще два года назад китайские автопроизводители занимали не больше 5% российского рынка. Покупатели привыкли к хорошо известным брендам и с осторожностью относились к автомобилям из Поднебесной. Но в 2022 году ситуация изменилась настолько резко, что компании пришлось искать новые решения буквально в режиме реального времени.
«Но первое стало понятно, что никто с нами не собирается продолжать вести бизнес. Понимая экстраординарный совершенно характер ситуации и то, что ничего поменяться не может, ну мы собрались и поехали в гости в Китай», – заявил Попов.
Президент FAVORIT MOTORS подчеркнул, что за свою многолетнюю историю компания не раз сталкивалась с трудностями, но всегда находила решения. Сейчас китайские автомобили не просто заполнили образовавшуюся нишу — они стали одними из самых востребованных на российском рынке.
Покупая авто вне дилерских центров, вы сильно рискуете
В последние годы все больше россиян выбирают неофициальные автосалоны или покупают автомобили самостоятельно за рубежом. Однако стоит ли это делать и настолько ли экономия превосходит риски? Президент компании FAVORIT MOTORS Владимир Попов предупреждает: такая экономия может обернуться серьезными проблемами.
По словам Попова, автомобильный рынок в России сегодня напоминает «Черкизон» — ведь каждый может привезти машину из-за границы и продать ее. Однако автомобили, приобретенные таким способом, несут в себе серьезные риски. В любой момент они могут превратиться в «кирпичи» — стать недоступными для использования, например, из-за проблем с запчастями.
«И мы сейчас видим, как автомобили, в том числе, превращаются в кирпичи. Потому что, покупая на «Черкизоне», ты должен понимать возможные проблемы с качеством», – отметил Владимир Попов.
Тем не менее FAVORIT MOTORS после 2022 года смогла адаптироваться к изменившемуся рынку, наладив поставки по параллельному импорту и подписав контракты с ведущими китайскими производителями. В результате покупатели в официальных дилерских центрах могут выбрать как современные европейские автомобили, так и актуальные китайские модели от компаний Haval, Geely, Changan и других. Попов подчеркнул, что эти производители строят свой бизнес по классическим моделям и обеспечивают необходимую поддержку и качество.
Подорожают ли машины в ближайшем будущем
Главный вопрос для многих россиян: подорожают ли автомобили в ближайшее время? Ответ, увы, положительный. Если давно хотели себе новый автомобиль, лучше не откладывать покупку в долгий ящик.
Во-первых, влияние оказывает ослабление рубля. Владимир Попов отметил, что курс юаня, который раньше составлял 12 рублей, уже поднялся до 14,44 рубля (на момент записи интервью). Во-вторых, с 1 января в России повышается утилизационный сбор, что добавит к стоимости автомобиля еще около 100 тысяч рублей. И, наконец, глобальная инфляция также не остается в стороне, влияя на цены машин во всем мире.
«Сегодня пришли, кстати, новые подорожания в юанях. Мы сегодня уже вскрывали почту», – отметил Попов.
Не легче и на вторичном рынке. Президент FAVORIT MOTORS рассказал, что цены на подержанные автомобили иногда превышают первоначальную стоимость.
«К нам сейчас приезжают потребители, которые 5 лет назад покупали, например, Kia Rio за 1 миллион 100 тысяч рублей, а сейчас сдают эту машину с пробегом за 1 миллион 810 тысяч», — поделился бизнесмен.
От чего зависит успех китайской марки в России
Многие россияне остерегаются покупать китайский автомобиль, потому что не понимают, что именно могут предложить такие марки и насколько удачно выстроена коммуникация с дилером. Но бояться нечего, уверяет Владимир Попов, президент FAVORIT MOTORS. По его словам, всё зависит от конкретной марки.
Например, Changan отличается высоким качеством продукции, которое обеспечивается благодаря крупным инвестициям в исследования и разработки. В то время как Geely выбрала другой путь, активно привлекая иностранных специалистов и приобретая западные компании, что также способствует улучшению качества их автомобилей.
«Опыт владения автомобилем состоит из двух частей: само владение машиной и взаимодействие с дилером. Бывают бренды, даже европейские, которые ломаются постоянно, но владельцы всё равно возвращаются к ним, несмотря на высокую цену. Это связано с эмоциональной привязанностью и качественным обслуживанием», — отметил глава компании.
Как FAVORIT MOTORS использует искусственный интеллект
Многие компании сегодня активно используют искусственный интеллект для оптимизации своих процессов, и FAVORIT MOTORS не исключение. В компании внедрили современные технологии, которые помогают эффективно решать задачи и улучшать клиентский сервис.
Как рассказал Владимир Попов, глава компании, ИИ активно используется, например, при записи на техническое обслуживание. Система автоматически направляет клиента к нужному мастеру и проверяет наличие необходимых запчастей на складе. Но это не все. ИИ также помогает убедиться, что все важные вопросы были заданы мастером-консультантом или сотрудником сервиса, что позволяет избежать недоразумений и дополнительных задержек.
«Например, человек, который интересуется определенной группой вопросов, скорее всего, наверное, просто не знает или забыл, что дополнительные работы тоже обязательно будут. Во-первых, это приведет железобетонно к клиентскому недовольству, ведь мы не рассказали, сколько это стоит. А во-вторых, это очень существенно удлинит время ожидания у нас в салоне. А людей это бесит в последнее время», – отметил Владимир Попов.
А что бы вы спросили у Владимира Попова? Оставляйте свои вопросы в нашем сообществе VK.