Почему обсуждают ограничения
Как сообщили в Научном центре безопасности дорожного движения МВД, в первом полугодии 2025 года в России было зарегистрировано 288 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних водителей питбайков. В результате этих аварий погибло 10 детей, ещё 235 получили травмы различной степени тяжести. Дополнительно пострадали 25 пассажиров, находившихся вместе с ними на одной технике. Стремительный рост аварийности и широкое распространение питбайков среди подростков побудили власти к законодательному вмешательству.
Что такое питбайк и почему он под запретом
Питбайки представляют собой небольшие мотоциклы, конструктивно не предназначенные для движения по дорогам. Они, как правило, продаются как спортивное оборудование: у них отсутствуют фары, зеркала, поворотники и идентификационные номера. Такие транспортные средства не регистрируются в ГИБДД и, с точки зрения законодательства, не относятся к категории полноценных мотоциклов. В МВД уточнили, что аналогичные ограничения должны распространяться и на другие типы внедорожной техники — например, кроссовые и эндуро-мотоциклы, если они не соответствуют требованиям ПДД.
Инициатива Минтранса и возможные санкции
Минтранс предложил закрепить в правилах дорожного движения прямой запрет на эксплуатацию незарегистрированной мототехники на дорогах общего пользования. МВД поддержало предложение, подчёркивая, что питбайки не соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения.
Параллельно с этим Минюст работает над проектом новой редакции КоАП. В предварительной версии документа рассматривалась следующая градация штрафов:
-
от 5 до 15 тысяч рублей за первое нарушение;
-
от 20 до 30 тысяч рублей либо обязательные работы — при повторном.
Сроков принятия окончательной версии КоАП пока нет.
Как наказывают сейчас
Пока законодательная база окончательно не утверждена, инспекторы ГИБДД пытаются применять существующие нормы. Иногда поездку на питбайке приравнивают к управлению мопедом или мотоциклом — если у водителя нет нужной категории, его штрафуют по статье 12.7 КоАП (до 15 тыс. руб.). В одном из случаев такое дело дошло до Верховного суда, который признал законным лишение прав за отказ от освидетельствования водителем питбайка.
Если подросток не достиг 16 лет, к ответственности привлекают родителей — по статье 5.35 КоАП («ненадлежащее исполнение обязанностей»), штраф в этом случае составляет 500 рублей. Также зафиксирован случай в Красноярском крае, где возбуждено уголовное дело против отца, чьему сыну, получившему тяжёлые травмы на питбайке, не был выдан шлем.
Что будет дальше
По словам представителя МВД, регулирование использования питбайков находится на контроле правительства, и разрабатываемые изменения в ПДД и КоАП призваны устранить юридические пробелы. Одновременно обсуждается идея ограничить свободную продажу таких мини-мотоциклов. Однако в МВД подчеркнули, что правила покупки техники не входят в их компетенцию, а право собственности не связано с допуском к управлению.
Частые вопросы
Можно ли зарегистрировать питбайк и ездить на нём по правилам?
В классическом виде питбайк не предназначен для участия в дорожном движении. Такие мини-мотоциклы не оснащены обязательными элементами — фарами, поворотниками, стоп-сигналами, зеркалами, звуковым сигналом, спидометром и VIN-номером. Кроме того, у большинства моделей отсутствуют документы, позволяющие зарегистрировать технику в ГИБДД.
Тем не менее, некоторые производители выпускают модификации питбайков с ПТС, которые соответствуют требованиям ПДД. Такая техника может быть:
-
укомплектована всей необходимой светотехникой;
-
иметь VIN-номер, шильду и номер рамы;
-
пройти сертификацию и получить паспорт транспортного средства (ПТС).
Если модель изначально создана с учётом допуска к дорогам общего пользования, её можно поставить на учёт как мотоцикл, получить номера и законно ездить по дорогам — но в этом случае она юридически перестаёт быть питбайком в привычном понимании и попадает под регулирование как полноценное транспортное средство.
Что делать владельцам питбайков сейчас
Пока законодательные изменения находятся в стадии разработки, владельцам питбайков важно понимать рамки допустимого использования техники, чтобы избежать штрафов и других проблем с законом.
Где можно ездить
-
По бездорожью: лесные тропы, поля, частные территории.
-
На закрытых трассах, мотокросс-аренах и специализированных площадках.
-
В загородных условиях, если участок не относится к дорогам общего пользования.
Выезжать на дороги, тротуары, парковки ТЦ или внутридворовые проезды запрещено — такие территории считаются зонами с дорожным движением, даже если там нет знаков.
Как избежать штрафа
-
Не выезжать на дороги общего пользования.
-
Не перевозить пассажиров (особенно несовершеннолетних) по проезжей части.
-
Не пытаться «обмануть систему» и приравнять питбайк к велосипеду или мопеду.
-
Если ребёнок катается, обязательно использовать экипировку: шлем, перчатки, защита.




