Президент НАС Антон Шапарин уведомил, что действующая модель неэффективна: теоретический экзамен с первой попытки сдают лишь около 40% курсантов. По его словам, автошколы сегодня во многом выполняют формальную функцию — собирают деньги и предоставляют автомобили для экзаменов, тогда как уровень преподавания остаётся низким.
«Если разрешить самоподготовку, мы разрушим монополию автошкол. Конкуренция заставит их работать качественнее, а для людей это станет реальной возможностью снизить затраты на обучение. Сейчас многие просто не могут позволить себе заплатить за курсы, и число желающих получить права из года в год падает», — пояснил Шапарин.
Отдельным пунктом в обращении Союза предлагается ввести усиленное преподавание ПДД в школьную программу. Это решение объясняют ростом аварийности с участием несовершеннолетних. Так, по данным Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД, в первой половине 2025 года в России зарегистрировано 10 270 ДТП с участием подростков — на 4% больше, чем годом ранее.
Эксперты прогнозируют, что в случае разрешения самоподготовки автошколы могут потерять до 20% выручки — примерно 15 млрд рублей.
Напомним, самоподготовка была отменена в 2013 году, а в 2014-м Дмитрий Медведев подписал постановление, закрепившее обязательное обучение в автошколах. При этом с 1 марта 2026 года должны вступить в силу новые образовательные программы: будет разрешено дистанционное обучение теории, а сами курсы обновят с учётом последних изменений в законодательстве.




