Аквапланирование — это потеря управления автомобилем из-за водяного слоя на дорожном покрытии, по которому машина неконтролируемо скользит. С явлением можно столкнуться только в плюсовую температуру, на мокрой дороге со скоплениями воды. Ситуация очень опасная, ведь транспортное средство полностью теряет сцепление с дорогой, водитель не может никак влиять на движение, что приводит к авариям. В этой статье FAVORIT MOTORS подробно расскажет, как правильно себя вести, если вы с ним столкнулись.
Что такое аквапланирование

Как возникает аквапланирование?
Когда скорость движения автомобиля превышает определенное значение, то протектор шин не успевает отводить жидкость от пятна контакта. Говоря простым языком, между дорогой и самой покрышкой появляется водяной слой.
Какие факторы повышают риск аквапланирования?
- Скорость. Это первый и самый главный фактор. Чем выше скорость - тем выше вероятность аквапланирования.
- Протектор шин. Чем глубже канавки на протекторе, тем больше воды они смогут отводить от колеса. Соответственно, на “лысой” резине риск начать скользить по воде кратно увеличивается.
- Давление в шинах. Когда шины приспущены, может показаться, что это хорошо, ведь пятно контакта увеличивается. Однако это не так: колесо теряет возможность “разрезать” протектором слой воды, и она хуже отводится.
- Количество воды. Никакой узор резины не спасет от глубокой лужи. Единственный выход - заранее сбрасывать скорость перед ручьями поперек дороги, в колее во время дождя и перед водными препятствиями.
- Качество дорожного покрытия. Чем лучше асфальт - тем легче поймать аквапланирование.
- Масса автомобиля. Более тяжелые автомобили лучше продавливают водяной слой, поэтому реже страдают от неприятного эффекта.

Влияние скорости и дорожного покрытия на аквапланирование
Почему же именно скорость является важнейшим условием для аквапланирования? Если глубже погрузиться в физику процесса, то станет очевидно.
Чем выше скорость, тем быстрее крутятся колеса. Из-за поверхностного натяжения (вспоминаем школьный курс физики) вода не успевает войти в узор протектора, остается под колесами и автомобиль начинает “плыть” по дороге.
С дорожным покрытием похожая история, но в другую сторону. В грубом асфальте больше трещин, щелей, куда жидкость просачивается и, следовательно, отводится от пятна контакта.
Виды аквапланирования
Продольное аквапланирование
Продольное аквапланирование автомобиля возникает при прямой траектории поездки: либо попал в колею, наполненную водой, либо в лужу на прямой дороге.
Поперечное аквапланирование
Имеет место в повороте. Чаще всего при этом виде аквапланирования скользить начинает 1-2 колеса, значит, водителю необходимо быть крайне внимательным, когда эффект закончится. Почему так, обсудим ниже.
Как избежать аквапланирования?

Выбор правильных шин и их состояние
Шины, наиболее устойчивые к скольжению на мокрой дороге, обладают V-образным протектором. При этом, чем шире диагональные желоба, тем лучше резина отводит жидкость. Однако водителя не спасет рисунок протектора, если покрышка будет сильно изношена. При стертом на половину протекторе, площадь пятна контакта на скорости 75 км/ч снижается почти на треть. Если знаете, что резину скоро необходимо менять, то выезжать на трассу в сильный дождь точно не рекомендуется.
Оптимальная скорость на мокрой дороге
К сожалению, нельзя точно сказать, превышая какую скорость машина сталкивается с аквапланированием. Как мы писали выше, на это явление влияет множество факторов. Общий совет для среднестатистической дороги, умеренного дождя и не изношенных шин — не превышать 70 км/ч. Некоторые автомобилисты начинают скользить уже на 50 км/ч. Помните, важно ориентироваться на свой автомобиль, погодные условия и соблюдать осторожность.
Влияние глубины воды на сцепление колес
Чем глубже будет водное препятствие, тем выше риск потерять управление. Поэтому перед большими лужами необходимо притормаживать. Шинам трудно отводить большое количество жидкости от пятна контакта, поэтому глубина - негативно сказывается на управляемости.
Что делать при аквапланировании?

Действия при аквапланировании на переднем приводе
Самые правильные действия при аквапланировании — сохранение прямолинейной траектории и естественное торможение. Не следует крутить руль, его необходимо взять крепче и ожидать возобновления сцепления. Окончание скольжения будет сопровождаться рывком, поэтому важно быть готовым, чтобы автомобиль не повело.
Как правильно тормозить при потере сцепления?
Если все превентивные меры не сработали и автомобиль все-таки потерял сцепление на воде, в первую очередь необходимо отпустить педаль газа и не нажимать резко педаль тормоза. Заблокированные колеса не вернут управление, зато могут привести к заносу. Тормозить следует только двигателем.
Ошибки, которых следует избегать
- Применение экстренного торможения. Действие будет не только бесполезным, но даже опасным.
- Значительное выкручивание руля, желая выровнять траекторию. В момент глиссирования маневрировать не получится, но когда появится сцепление, большинство водителей не успеет среагировать и выровнять машину.
- Поездка в дождь на повышенных скоростях
Как современные технологии помогают предотвратить аквапланирование?
Влияние конструкции дорожного покрытия
Гладкий асфальт способствует тому, что вода растекается по нему тонкой пленкой и провоцирует аквапланирование. Крупнозернистое покрытие, наоборот, помогает избежать скольжения. Также в городских условиях вода часто скапливается около поребриков, создавая там глубокие лужи. Такие участки дороги лучше не преодолевать на высоких скоростях.
Роль электронных систем стабилизации
- Антиблокировочная система — ABS. Широко используемая система, помогающая водителям не только при гидропланировании, но и на обледенелой дороге. Система не позволяет колесам блокироваться при торможении.
- Система стабилизации — ESP. Она регулирует мощность двигателя и усилия тормозов, поддерживая стабильность машины.
Если вы ищете себе новую машину, то обратитесь в FAVORIT MOTORS. Наши специалисты подберут для вас лучший вариант, исходя из ваших пожеланий и предпочтений. Звоните и записывайтесь на тест-драйв!