Выбор автошин – непростая задача для многих автолюбителей. Процесс вызывает яростные споры, обсуждаются бренды, рисунок протектора, размер, характеристики, управляемость на различных типах покрытия, конструкция шипов… Стоп! Какие шипы? Мы же о летних шинах. Просто к подбору зимних принято относится более тщательно, а летом льда и снега на дорогах не бывает – что тут выбирать. На самом деле выбор правильной летней резины, подходящей для конкретной модели автомобиля, условий эксплуатации и стиля вождения – не самая простая задача. Как выбрать летнюю резину? Давайте попробуем вместе составить несложный алгоритм.
Размер
Размер шин, рекомендованный производителем для авто указан в инструкции по эксплуатации. Он же обычно продублирован на табличке, которая спрятана на внутренней стороне лючка бензобака или на стойке кузова. Обычно допускается использование двух-трех размерностей покрышек. Отклонение от этих рекомендаций пусть останется на вашей совести. К тому-же, оно может отразиться и на кошельке – за нестандартные покрышки запросто можно получить штраф. Возможно, нештатный диск будет задевать за тормозной суппорт (отдельные, особо талантливые, товарищи даже подпиливают суппорта), а слишком высокая или широкая шина станет цеплять за элементы кузова. Про поведение машины на дороге, при применении не стандартных шин можно только догадываться. Может возрасти расход топлива и снизиться ресурс подвески. Оно того стоит?
Выбирая из немногих рекомендованных размеров, стоит помнить, что покрышка с низким профилем больше подвержена повреждениям при езде по плохим дорогам, она делает машину несколько жестче. Зато точность управления будет на высоте. Более высокая шина при прочих равных более мягкая, да и попортить ей борт сложнее. Но авто станет немного более валким, а руль – «размазанным». Что вам важнее – скоростная езда по магистрали или преодоление разбитого проселка по пути на дачу?
Скорость и нагрузка
При выборе летних шин, впрочем, как и зимних, обязательно обращайте внимание на нагрузочный и скоростной индексы. На этом, кстати, можно неплохо сэкономить. Ведь одна и та же модель летней резины может выпускаться с разными индексами, что заметно влияет на цену. Если у вас скромный бюджетный автомобиль, совсем не обязательно покупать шины с высокими индексами. Это удел владельцев тяжелых или мощных, скоростных машин.
Максимальная скорость любой машины указана в ее технических характеристиках, а нагрузка на переднюю и заднюю ось есть на табличке с VIN-номером. Перегружать шины категорически не рекомендуется – они имеют свойство сильно нагреваться при движении с высокими скоростями и под большой нагрузкой. Последствия могут быть самыми печальными – от повреждения каркаса и повышенного износа, до взрыва покрышки на ходу. Так что обращаем внимание не только на размер, но и на маркировку, указывающую те самые индексы.
Рисунок протектора
Большинство летних шин имеет универсальный протектор, приспособленный для езды как по сухому, так и по мокрому асфальту. Будет он симметричным, не симметричным, направленным – не столь важно. Главное, чтобы покрышка была от проверенного производителя и имела достойное качество.
Использование на легковых автомобилях и кроссоверах злой внедорожной резины, имеющий сильно расчлененный рисунок протектора, принципиально возможно, но надо понимать, что за лучшую проходимость придется расплачиваться худшей управляемостью, повышенным износом и высоким уровнем шума.
Специальные высокоскоростные асфальтовые шины будут уместны на соответствующих – мощных и очень быстрых авто. Обычно они низкопрофильные, мало приспособленные для езды по ямам и колдобинам. А пресловутая мягкость состава, которую кто-то в них ищет, станет причиной ускоренного износа.
Производитель шин
Всех шинных производителей можно условно разделить на три группы: знаменитые мировые бренды, середнячки и малоизвестные фирмы. Для большинства недорогих машин и автомобилей среднего класса вполне подойдут изделия из золотой середины. Если получится приобрести шину с именем по приемлемой цене – считайте, что вам повезло. А вот ставить на банальный Солярис или что-то ему подобное топовую модель от лучшего бренда – не что иное, как понты и пустая трата денег. Впрочем, еще более глупо смотрится люксовый седан или внедорожник ценой в много миллионов на отечественных или никому не известных китайских шинах.
Отдельная тема – дешевые шины, отечественные или китайские. Моделей самого высокого уровня здесь вряд ли получится найти, несмотря на все рекламные заявления. Но найти летнюю резину приемлемого качества по умеренной цене вполне возможно. Такая вполне может использоваться на не самых быстрых авто, особенно если водитель не гонщик, ездит спокойно и размеренно. Только вот поиск толкового продукта в море азиатской продукции – тот еще квест. Придется перелопатить большой объем информации, почитать отзывы, поговорить с опытными автомобилистами…
Возраст
Выбрали шину? Можно идти и покупать? Только обязательно проверьте дату ее выпуска. Это комбинация из четырех цифр, где первая пара – неделя, а вторая – год. Резина со временем стареет, «дубеет» трескается. Просроченная покупка не порадует вас ни поведением на дороге ни ресурсом.
Выводы
Подведем итог – как выбрать летние шины. Строго придерживаемся рекомендаций производителя автомобиля по размеру покрышек. Обязательно учитываем нагрузочный и скоростной индексы. Ориентируемся на тип машины (легковая, кроссовер или внедорожник) и условия ее эксплуатации. Лезть в грязь на гладких асфальтовых покрышках так же глупо, как и носиться по шоссе та тракторной внедорожной резине. Без нужды не переплачиваем за самые новые и модные модели шин, если за рулем, конечно, не уличный гонщик – экстремал. Обязательно проверяем возраст покупки.
И помним, что даже самая скромная и не дорогая новая шина всегда лучше старой, растрескавшейся, и стертой до корда.