При покупке подержанной машины важно тщательно проверять ее техническое состояние. Иначе можно запросто выбросить на ветер немалые деньги. Одна из систем, которая требует внимания – автокондиционер. Сегодня он стал практически стандартным оборудованием для автомобиля, и чтобы продать машину, не оборудованную столь полезным устройством, придется снижать цену. А неисправность кондиционера может обойтись новому владельцу в изрядную сумму.
Полную диагностику автокондиционера лучше оставить профессионалам, но предварительно осмотреть систему и оценить ее состояние можно самостоятельно. Проблем с автомобильным кондиционером, как и причины их возникновения, может быть множество. Не герметичная система, в которой отсутствует хладагент, низкое давление фреона, забитый грязью радиатор или испаритель, неисправная муфта, сломанный компрессор, проблемы с датчиками. Точное определение причины неисправности потребует знаний, опыта и специального оборудования. Наша задача куда проще – оценить работоспособность кондиционера. Разделим процедуру на три условные части.
А поговорить?
Для начала небрежно так, между осмотром кузова и проверкой двигателя, задаем продавцу вопрос: «кондей» в порядке? Если слышим положительный ответ – можно смело переходить ко второму пункту программы. Если продавец честно сказал «нет», либо разворачиваемся и уходим, либо требуем хорошую скидку. Но есть и третий вариант развития событий – продавец станет давать невнятные, «успокаивающие» ответы. Приведем некоторые из них с расшифровкой:
-
«Надо только заправить» - герметичность системы под большим вопросом, утечку никто не искал, какую деталь (или детали) придется менять и сколько будет стоить работа неизвестно. Одной заправкой дело вряд ли обойдется.
-
«Поменяешь трубку и порядок» - по системе давно гуляет воздух, сколько там пыли и грязи никому не известно, как и то, сколько еще трубок придется менять.
-
«Всего дел-то – поставить ремень на место» - сам не ставлю, потому что компрессор заклинен – ремонт за счет покупателя.
Продолжать общение с человеком, который пытается жульничать вряд ли стоит. Вероятно, вам пытаются «впарить» не самый лучший экземпляр автомобиля.
Работает или нет?
Работает говорите? Сейчас проверим. При нажатии кнопки включения кондиционера или установке минимальной температуры в системе климат-контроля должен включиться компрессор. Процесс чаще всего, но не всегда, сопровождается характерным щелчком. Кроме того, могут на короткое время просаживаться обороты холостого хода двигателя, который получает дополнительную нагрузку. На некоторых моделях начинает работать дополнительный вентилятор.
Совет определять момент включения компрессора визуально полезный, но не универсальный. Шкив компрессора вращается постоянно, но вхолостую. Его внешняя, торцевая часть при этом неподвижна. При включении кондиционера срабатывает муфта, и неподвижная до того деталь начинает крутиться вместе со шкивом. Проблема в том, что на ряде моделей вся эта конструкция расположена не снаружи, а внутри шкива. А сейчас появились и компрессоры, которые работают постоянно.
Поэтому лучший способ определения работоспособности и исправности кондиционера – замер температуры в салоне. Делать это лучше не ладонью, поднесенной км дефлектору, а с помощью термометра. Вставляем бытовой прибор в щель дефлектора, откуда должен идти холодный воздух и смотрим на результат. Зимой для проведения замеров придется загонять авто в теплый гараж или на закрытую стоянку. В мороз кондиционер не включится – его заблокирует специальный датчик. При небольшом плюсе оценить работу охладителя будет сложно – с улицы в салон поступает холодный воздух.
Если термометр показывает температуру близкую к десяти градусам – все в порядке – кондиционер в автомобиле работает штатно. Можно осматривать потенциальную покупку дальше. Но что делать, если вроде работает, но охлаждает не очень эффективно? Уверенные в своих технических познаниях могут переходить к третьему пункту нашей программы, остальные – к четвертому и последнему.
Сам себе диагност
Визуально определить место утечки хладагента проблематично, но осмотреть состояние трубок и шлангов на предмет вмятин, трещин и прочих повреждений все же стоит.
Далее переходим к радиатору кондиционера. Обычно он расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя, иногда – рядом. Если он забит пухом, остатками насекомых и прочей грязью – ждать эффективной работы от автокондиционера не приходится. Загрязнен может быть и испаритель, но добраться до него сложно – он спрятан в недрах передней панели.
Чтобы проверить уровень фреона, нужно найти в системе небольшой цилиндрик, именуемый ресивером-осушителем и заглянуть в расположенный на нем смотровой глазок. Если в начале работы вы видите пузырьки, которые быстро пропадают – все в порядке. Если пузырьки идут постоянно – кондиционер надо заправлять. Проблема в том, что не на всех автомобилях есть смотровой глазок на ресивере, да и отдельный ресивер есть не везде.
Следующая проверка – тактильная. Беремся всей ладонью за толстую трубку, которая идет из салона к компрессору. При включении кондиционера она должна стать ледяной секунд за десять. Напорная трубка, расположенная между компрессором и радиатором, напротив, должна быть теплой, а в жаркую погоду даже горячей. Тонкая трубка, ведущая от радиатора в салон тоже должна быть более или менее теплой, в зависимости от внешней температуры. А вот слишком сильный ее нагрев – признак неисправности. Последняя проверка не всегда корректна. Из-за особенностей конструкции системы кондиционирования на некоторых моделях трубка может быть холодной.
Доверяйте профессионалам.
И все же грамотно продиагностировать автокондиционер смогут только опытные специалисты, в хорошо оснащенном сервисе. Если вы хотите проверить систему кондиционирования на подержанном автомобиле, который собрались покупать или «кондей» забарахлил на вашей машине – обращайтесь к профессионалам компании FAVORIT MOTORS. Здесь проведут инструментальную диагностику системы, оценят масштаб бедствия и проведут необходимый ремонт. Быстро и с гарантией!