Прицеп незаменим, если обычную легковую машину приходится регулярно использовать для перевозки тяжелых и/или объемных грузов. Для разовых грузовых перевозок проще заказать или взять в аренду легкий грузовичок. Приобретение и установка фаркопа, покупка прицепа, его регистрация в ГИБДД, поиск места для хранения – все эти заботы и затраты имеют смысл только при регулярной «грузовой» эксплуатации легкового автомобиля.
Если прицеп вам все же необходим, при его покупке важно учитывать некоторые технические и юридические тонкости.
Какие бывают прицепы
Начнем с классификации по назначению прицепов. Здесь можно выделить следующие классы: грузовые бортовые, специальные, которые предназначены для перевозки лодок и гидроциклов, мототехники, снегоходов, а также жилые прицепы для путешествий.
Самые распространенные грузовые прицепы различаются размером платформы, грузоподъемностью, наличием или отсутствием тента и его высотой. Некоторые модели имеют функцию самосвала, что удобно при перевозке сыпучих грузов.
Очень важный параметр – полная масса любого прицепа, независимо от его типа. Если она меньше 750 кг и вес автопоезда вместе с автомобилем-буксировщиком не превышает 3,5 тонны, то для управления достаточно обычной легковой категории «В» в водительском удостоверении. Если масса прицепа выше 750 кг, придется открывать в правах категорию «ВЕ». А для автопоезда полной массой за 3,5 тонны понадобится уже грузовая категория. Тяжелые прицепы (свыше 750 кг) обязательно оборудуются тормозами.
Какие нужны документы
Все прицепы для легковых авто подлежат обязательной регистрации в ГИБДД с выдачей соответствующего свидетельства и госномеров. Ездить без регистрации – себе дороже. На первый раз все обойдется минимальным штрафом в 500 рублей, а вот за повторное нарушение можно лишиться прав на срок до трех месяцев.
Страховать прицеп для легкового авто не требуется, если он не оформлен на юридическое лицо и не используется в коммерческих целях. Частные владельцы освобождены и от прохождения технического осмотра прицепа.
Выбираем тягач
Чаще всего прицеп таскают тем автомобилем, что есть в наличии. Но если при покупке нового авто планируется регулярная езда с прицепом, особенно тяжелым, то стоит, по возможности, приобретать наиболее подходящую для этого машину. Какой тягач будет оптимальным? Мощный, с хорошими тяговыми возможностями, полноприводный, длиннобазный и с коротким задним свесом. Мощный двигатель, с высоким крутящим моментом будет испытывать меньшие нагрузки при езде с прицепом. Полный привод не только поможет осилить скользкий крутой подъем, но и будет более устойчивым на дороге. На устойчивость автопоезда положительно влияет и длинная база автомобиля – тягача. Короткий свес меньше провоцирует «разматывание» прицепа по дороге при вынужденных резких маневрах. А вот сам прицеп, с точки зрения устойчивости, должен быть двухосным и иметь длинное дышло.
Несколько слов о загрузке
Очень большое влияние на безопасность оказывает правильная загрузка прицепа. Груз желательно располагать над осью (осями) прицепа, с небольшим смещением вперед. Если сместить загрузку назад, прицеп будет разгружать задние колеса авто, усилие на дышле будет направлено вверх, на расцепку сцепного устройства. Передняя загрузка резко увеличит нагрузку на ТСУ и приведет к разгрузке передних, управляемых колес автомобиля.
Как ездить на авто с прицепом
Когда вы садитесь за руль автопоезда, даже самого маленького, необходимо помнить, что управление им имеет свои особенности. Ведь автомобиль с прицепом стал много длиннее, выросла его масса, ухудшились тормозные качества, другой стала управляемость – об это нужно помнить всегда. Основные принципы безопасной езды с прицепом таковы:
-
Трогаемся максимально плавно, в натяг. Никаких рывков и пробуксовок
-
Всегда держим увеличенную дистанцию – резкое торможение с прицепом опасно.
-
Тормозим мягко, заранее. При резком торможении автопоезд легко сложить, особенно на скользкой дороге.
-
Аккуратно переключаем передачи, особенно вниз. Резкое торможение двигателем может также привести к складыванию.
-
Все перестроения совершаем постепенно и заблаговременно. Резкая работа рулем недопустима – можно размотать прицеп по дороге.
-
При обгонах и перестроениях помним об увеличенной длине автопоезда.
-
В поворотах выбираем безопасную скорость. При слишком быстром прохождении поворотов прицеп может занести.
-
Повороты (особенно правые) проходим с запасом – начинаем крутить руль несколько позднее и делаем это активней. Иначе можно зацепить прицепом бордюр, столб, встречный автомобиль или даже мирно стоящего на тротуаре пешехода.
-
Осторожно, на малой скорости проезжаем неровности. Не допускаем лишних нагрузок на сцепку и помним, что попавший колесом в яму прицеп, может начать раскачиваться, «дергать» сцепку, попытаться уйти в занос.
-
Строго соблюдаем ограничения скорости для авто с прицепом: 70 км/ч на обычных загородных шоссе и 90 – на автомагистралях, если дорожные знаки не вводят более жестких ограничений.
-
Перед выездом проверяем давление в шинах прицепа, регулярно контролируем исправность его ходовой части и светотехники. С вихляющим по дороге или тянущим в сторону прицепом далеко не уедешь.
-
Следим за исправностью сцепного устройства, контролируем надежность сцепки, применяем страховочные цепи или тросы. «Потерявшийся» на ходу прицеп – крайне опасный неуправляемый снаряд.
Задним ходом
Самые большие сложности у неопытных водителей вызывает движение с прицепом задним ходом. Объяснять словами, как это делается – дело пустое. Без практики тут никак не обойтись. И если маленький, легкий прицеп можно просто отцепить и затолкать в нужное место с помощью одной-двух человеческих сил, то с тяжелым такой фокус не пройдет. Поэтому стоит предварительно потренироваться на закрытой площадке.
Главное понять, что при движении назад прицеп поворачивает в сторону, противоположную повороту руля. Двигаться задним ходом нужно медленно и руль крутить короткими движениями, быстро возвращая его в нулевое положение. Если с первого раза ничего не получится и прицеп сложится – не беда. Выравниваем автопоезд, проехав несколько метров вперед и начинаем все сначала. Когда освоите прямолинейное движение задним ходом, попробуйте повернуть с прицепом задом на девяносто градусов или изобразить параллельную парковку. Получилось? Значит общие принципы управления вы освоили.
Не забывайте, что прицеп с высоким тентом, загруженным катером или квадроциклом сильно ограничивает обзор назад. Будьте особо осторожны при маневрировании, по возможности привлекайте помощника – лишние глаза избавят от ненужных проблем.