Коробки передач в авто: виды, отличия, преимущества и недостатки

30.06.2024
3 мин.
Коптевская, 71 Москва +7 (495) 445-57-50

При выборе авто важно определить какой тип КПП вам лучше всего подходит: механика или автомат. Если с ручной коробкой все понятно, то АКП бывают разные. С точки зрения водителя, который не погружается в технические тонкости все едино: педалей две, сцепление выжимать не надо, шуровать рычагом тоже – передачи переключаются автоматически. Но реализована эта удобная функция, упрощающая управление машиной, может быть принципиально различными методами. Поэтому скажем несколько слов про МКПП и подробнее остановимся на разновидностях автоматических трансмиссий. Но сначала выясним зачем нужна КП и что она делает.

Зачем нужна коробка передач?

Дело в том, что двигатели внутреннего сгорания имеют не самую оптимальную характеристику крутящего момента, который и характеризует тяговые возможности мотора. Максимальный момент достигается на высоких оборотах коленчатого вала. Хотя в последние годы инженеры научились достигать хороших показателей момента в более широком диапазоне, на малых оборотах тяги все равно не хватает. То ли дело паровая машина или электромотор – там момента «внизу» предостаточно. Поэтому и древние паровозы и большинство современных электромобилей обходятся без коробки.

Чтобы поддерживать оптимальный режим работы двигателя во всем диапазоне скоростей и придумали КПП. Грубо говоря, это довольно сложный редуктор с переменными передаточными отношениями. Когда мотору тяжело (троганье с места, разгон) выбирается низкая передача. А когда автомобиль уже разогнался, то двигателю легко поддерживать скорость и на высоких.


Какие КПП применяются в автомобилях?

Самый простой и отработанный вариант – МКПП. Такие агрегаты существуют очень давно и их сегодняшний облик в основном сформировался почти сто лет назад, дальше шло постоянное усовершенствование. Немного позднее появились первые АКП, которые сегодня мы называем гидромеханическими или классическими. В 60-е годы прошлого века были робкие и не очень удачные попытки устанавливать на машины вариаторы. Вторая жизнь таких устройств началась на рубеже веков с созданием принципиально новых технических решений. Роботизированные коробки или попросту «роботы» появились примерно тогда же и поначалу работали откровенно плохо. А потом придумали робот с двумя сцеплениями, долго доводили его до ума и сегодня он уже всерьез обосновался на различных автомобилях, в том числе и из Китая.

Теперь кратко и очень упрощенно посмотрим на конструкцию и принцип действия различных КП.


Механическая КПП

Здесь все довольно просто. На валах свободно вращаются несколько пар шестерен (по количеству ступеней). Чтобы включить нужную передачу, водитель перемещает рычаг, воздействуя на механизм выбора. Блокирующая муфта фиксирует одну из шестерен на валу – передача включена. Все современные легковые МКПП оснащены специальными устройствами – синхронизаторами, которые выравнивают скорости валов в КПП и облегчают включение той или иной ступени. Подбирать оптимальный режим и определять момент переключения должен лучший компьютер – мозг водителя.

Такие агрегаты относительно просты и надежны. Если конкретная модель не страдает конструктивными или производственными дефектами, то служить механика будет долго и счастливо. Основная причина поломок – несвоевременное обслуживание и крайне резкое, «спортивное» переключение. Если механику не мучить, то только через несколько сотен тысяч километров могут возникнуть проблемы от естественного износа: вой подшипников, течь через сальники, пробой синхронизаторов (хруст при переключении). Отремонтировать механику проще всего, да и стоимость ремонта будет умеренной.

Найти механику на китайском автомобиле непросто. Чаще это атрибут недорогих легковых машин, внедорожников или коммерческого транспорта.

Гидромеханическая КП

В основе таких агрегатов – планетарный редуктор или, что сейчас встречается повсеместно, несколько таких редукторов. Плюс к этому устройство, именуемое гидротрансформатором, блоки фрикционов (что-то вроде многодискового сцепления) и хитрая система управления. В ранних автоматах команду сменить передачу давала гидравлики: при определенной разности давлений срабатывали клапана в системе управления. Сегодня клапанами управляет электроника.

Основная проблема гидромеханики – сложность и дороговизна. Надежность большинства таких трансмиссий довольно высокая – пару сотен тысяч, а то и больше, пройдут без проблем. Главное не играть в спортсмена, не крутить мотор до визга, не буксовать, своевременно заменять специальную жидкость, которая заливается в АКП. Частые неисправности – износ фрикционов или выход из строя клапанов системы управления. Прайс на ремонт не порадует: понадобится специальное оборудование и услуги квалифицированного мастера. Да и запчасти купить по дешевке не получится.

Дорогую трансмиссию – дорогому автомобилю. На бюджетных машинах гидромеханика встречается не часто.


Вариатор

По-другому его обозначают аббревиатурой CVT. В основе этого типа трансмиссий два шкива, связанных специальным клиновым ремнем, набранным из металлических пластин. Есть и цепные вариаторы, но они встречаются значительно реже. Половинки шкивов умеют сходиться и расходиться, меняя диаметр контакта ремня со шкивом, а соответственно и передаточное число. Изменение происходит бесступенчато, а количество ступеней и значение их передаточных чисел «назначают» конструктора. Управляет всем этим действом электронный «мозг», что в него запрограммировать, то он и сделает. Конструкция, на первый взгляд, простая, но требует качественных смазочных материалов, квалифицированного обслуживания и очень не любит перегрузок и перегревов. Штурм тяжелого бездорожья, уличные гонки, буксировка тяжелого прицепа не лучшим образом сказываются на ресурсе агрегата. При аккуратном обращении тысяч 150...200 CVT должен отработать.

На сегодня это одна из самых распространенных автоматизированных трансмиссий и применяется на многих моделях автомобилей.


Робот

Если вы видите маркировку DCT или DSG – перед вами современный робот с двумя сцеплениями. По сути, это две механические коробки в одной. Первая отвечает за четные ступени, вторая – за нечетные. У каждой свое многодисковое сцепление. Под чутким руководством электроники одна муфта включается, а другая одновременно выключается. При хорошо написанной программе управления работает такая конструкция четко, быстро и почти незаметно.

Изящное техническое решение потребовало долгой работы по доведению до ума и создало немало проблем и создателям, и потребителям. Сегодня с основными проблемами удалось справиться. Ресурс агрегата примерно, как у вариатора, а то и побольше. В ремонте будет подешевле классического автомата, но дороже механики. Не любит того же, что и другие автоматические КП: резкой, дерганной езды, перегрева, несвоевременного и неквалифицированного обслуживания.

DCT уверенно делит с CVT первое место по распространенности на современных массовых авто.

Какую коробку передач авто выбрать?

Механика в последние годы сильно сдала позиции, ведь ездить с двумя педалями, не дергая постоянно за рычаг куда приятнее. Но и клан любителей «ручки» не сдается. Такая КП дешевле и при покупке, и в эксплуатации. Гидромеханика хороша, но стоит немалых денег. CVT и DCT при грамотной настройке ничем не уступят обычному автомату, а робот, возможно, и порасторопней будет.

По надежности мы бы расположили коробки так:

  1. Механическая
  2. Автоматическая
  3. Вариатор и роботизированная

Но нет правил без исключений и очень многое зависит от стиля езды и качества обслуживания. Поэтому советуем обращаться к специалистам компании FAVORIT MOTORS – это продлит жизнь вашего автомата, какого бы типа он ни был.

Некоторые, более ранние, модели роботов и CVT имели ограниченный ресурс, поэтому при покупке подержанных авто их диагностике нужно уделять особое внимание. Как, впрочем, и гидромеханическому автомату, который может разорить в случае неожиданного ремонта. Найти б/у авто в достойном техническом состоянии вам всегда помогут спецы по автоподбору.

Успешно добавлено в избранное
Перейти
Автомобиль добавлен в сравнение
Перейти