Исправность автомобильной светотехники – важный элемент безопасности дорожного движения. Недаром ужесточаются наказания для водителей «слепых» и «одноглазых» машин, идет борьба с народным творчеством - фары и фонари должны быть штатными и исправными. Если у автомобиля не работают габаритные огни, указатели поворота или стоп-сигналы, его не видно на дороге, особенно в сумерки или ночью, а водитель не может показать свои действия и намерения другим участникам движения. Если же неисправны фары – водитель и сам ничего толком не видит. Вот о фарах головного света и поговорим.
Какие бывают фары
На современных автомобилях применяются три основных типа фар. Традиционные, с лампами накаливания, которые устанавливают на бюджетные модели. Ксеноновые, с газоразрядными лампочками, которые относительно короткое время были атрибутом дорогих машин, но быстро уступили свою позицию светодиодам. И самые современные - диодные, где источником света служат светодиоды.
Первые – самые простые и дешевые, но и самые тусклые. Ксенон светил много ярче, но отличался сложностью, дороговизной и не очень высокой надежностью. Диоды тоже дороги, зато обещают пережить сам автомобиль – их ресурс велик, но и такая оптика порой выходит из строя.
Возможные проблемы
Почему фары стали плохо светить? В чем причины плохого ближнего и дальнего света? Их несколько: неправильная регулировка фар, их загрязнение, проблемы с бортовой электросетью авто, некачественные лампочки или износ самих фар. Разберемся со всеми пунктами по порядку.
Регулировка
Часто плохой свет фар – результат их неправильной регулировки. Какого освещения дороги можно ожидать, если фары светят под самый бампер или в небо. В первом случае вам обеспечен особо плохой ближний свет фар, а во втором – гарантированное ослепление встречных водителей. В машинах с обычным, ручным корректором достаточно отрегулировать фары. Корректор не работает? Значит его придется ремонтировать или менять. Автоматический корректор, который устанавливают на современные авто тоже нужно регулярно проверять. Не то ваш яркий ксенон станет освещать лишь кусочек асфальта или выжигать глаза встречным автомобилистам.
Кстати, светящие непонятно куда и не поддающиеся регулировке фары – частый признак битого и плохо восстановленного автомобиля.
Грязь
Толстый слой дорожной грязи на стеклах фар вряд ли улучшит освещение дороги. И даже встроенный омыватель, литрами пожирающий жидкость из бачка, не всегда помогает. Решение в этой ситуации простое: не лениться и тщательно вымыть оптику. Сделать это нужно самым обычным способом – с помощью воды и мягкой щетки. А вот использовать сухую, грязную тряпку не стоит. Сейчас расскажем почему.
Мутные стекла
Стеклами их называют по старинке, сейчас они чаще пластиковые. И пластик этот подвергается абразивному воздействию всякой мелкой дряни, летящей из-под колес других авто. Иногда и нерадивые владельцы помогают, размазывая грязь сухой тряпкой. Через некоторое время стекла становятся мутными, плохо пропускают свет. Вот и получается, что лампа горит, а фара очень плохо светит. Что делать? Полировать стекла!
Проблемы с электричеством
Если свет фар зависит от оборотов двигателя, значит в бортовой сети гуляет напряжение – скорее всего умирает генератор и (или) аккумулятор находится на последнем издыхании. Нужно проверить электрику и устранить неисправность.
Возможен другой вариант: с генератором и батареей все в порядке, но фары или фара светят тускло. Вероятно, дело в контактах – где-то что-то окислилось или разболталось. Придется найти плохой контакт, очистить его или обжать.
У ксеноновых фар проблемы часто связаны с блоком розжига. Он далеко не всегда отказывает сразу, скорее наоборот – фара, прежде чем погаснуть насовсем, начинает смаргивать. Совет простой – замена блока. Хотя некоторые умельцы пытаются их ремонтировать. А уж если вышел из строя электронный контроллер, и ксеноновая или диодная фара не получает команду «светить», то без замены неисправного блока управления никак не обойтись.
Износ фар
Фары тоже стареют. Они могут потерять герметичность, и попавшая внутрь влага быстро расправится с зеркальной поверхностью отражателя. Тот же отражатель может помутнеть от сильного нагрева, что часто случается ксеноновыми или светодиодными фарами – линзами. Порой пластиковый рассеиватель желтеет и покрывается трещинками. Тут никакая полировка не поможет. Лучше купить новую фару, но можно попытаться заменить неисправные делали. Главное – обеспечить герметичность при сборке.
Ксеноновые лампы имеют свойство со временем менять цветовую температуру – их свет становится все более холодным. Менять такие лампы нужно парами.
Надежные светодиоды крайне редко выходят из строя. Проблемы чаще кроются в платах, но которых они смонтированы. Плохой контакт, перегрев и несколько диодов погасло. Замена такой фары в сборе обойдется очень недешево. Недаром появились мастера и даже фирмы, которые берутся ремонтировать светодиодные фары.
«Левые» комплектующие
Как хорошо немного сэкономить при покупке новых фар, ламп или других комплектующих. Только нужно помнить, что такая экономия может выйти боком. Кривая (в прямом смысле слова) лампочка, изначально мутный отражатель, рассеиватель из мягкого, не стойкого к царапинам, пластика вряд ли улучшат работу фар. Сколько проработает дешевый блок розжига? А светодиодная фара или плата для нее за три копейки? Мало того, что безродные фары или лампы будут плохо светить, они еще и слепить встречных станут. А вам это нужно?
Короткие итоги
Следите за исправностью светотехники своего автомобиля. Когда все работает, горит и светит как надо, вы не только избавите себя от неприятного общения с сотрудниками ГИБДД. Вы будете ездить безопасно, потому что хорошо видно вас и видно вам.
Удачи на дорогах!