Споры среди автомобилистов о том, какой бензин заливать в бак автомобиля, не утихают. Одни строго придерживаются рекомендаций автопроизводителя, другие считают, чем выше октановое число - тем лучше бензин, и его применение сделает автомобиль мощнее и экономичней. Попробуем разобраться, нужен ли высокооктановый бензин для автомобиля.
Маркировка бензина
Чем отличается бензин А-72 от современного топлива АИ-92 и что значат эти буквы и цифры? Цифра обозначает октановое число, а буквы - метод его определения. Существует два метода: моторный и исследовательский. Первый обозначается буквой А, второй - АИ. Соответственно, А-72 - старый бензин с октановым числом 72 по моторному методу. Сейчас такого на заправке не купить, а когда-то он был очень популярен. АИ-92 - современное топливо с октановым числом 92 по исследовательскому методу.
Октановое число
Этот показатель характеризует детонационную стойкость топлива. Чем выше число - тем лучше бензин будет противостоять возникновению детонации в двигателе авто. В качестве эталона при определении октанового числа принята смесь изооктана и Н-гептана. Первый компонент имеет очень высокую детонационную стойкость, принятую за сто процентов. Гептан детонирует легко и его стойкость принята за ноль. Октановое число - это процентное количество октана (по объему)в эталонной смеси. Как всякая условная шкала, эта не лишена недостатков. Достижения современной химии позволяют создать бензин с октановым числом выше 100. Достигают таких показателей использованием специальных антидетонационных присадок.
Что такое детонация
Иногда детонацию сравнивают с взрывом. Применительно к двигателям внутреннего сгорания это не совсем верно. Скорее это аномальный процесс горения смеси в цилиндрах, который характеризуется сверхзвуковой скоростью распространения фронта пламени и резким нарастанием давления. Причем горючая смесь воспламеняется не от свечи зажигания, как положено. Так называемое самопроизвольное воспламенение происходит еще до момента зажигания и появления искры.
Детонация проявляет себя при работе мотора характерным металлическим звоном. Явление это крайне вредное, вызывающее перегрев и увеличивающее нагрузки на детали двигателя. Детонация может очень быстро привести к повреждению поршней или клапанов и выходу двигателя из строя.
Склонность или, наоборот, устойчивость двигателя к детонации зависит от многих технических характеристик: конструкции камеры сгорания, расположения свечи зажигания, температуры, состава смеси. Но основной показатель - степень сжатия. Чем она выше, тем больше вероятность детонации.
При эксплуатации авто "неправильное" сгорание смеси может быть спровоцировано перегревом двигателя или его работой с повышенной нагрузкой.
Какой бензин заливать в бак
Ответ прост - тот, который рекомендован производителем машины. Не обязательно даже изучать инструкцию по эксплуатации. Эта информация есть на внутренней стороне лючка бензобака. Если указано несколько допустимых сортов топлива - можно заправляться любым из них. Многие используют бензин максимально высокого класса, но и от разрешенного топлива с более низким октановым числом вреда не будет. Главное - заправлять машину качественным горючим на проверенных, лучше сетевых, АЗС.
Желание увеличить октановое число топлива в баке авто понятно, но не совсем рационально. Никаких особых преимуществ это не даст, но и проблем не доставит. Современные моторы, рассчитанные на бензин от девяносто второго и выше, переварят и девяносто восьмой, и сотый. Умная электроника отреагирует и подстроит работу мотора под конкретный тип топлива. Но в чем плюсы такого решения? Повышение октанового числа бензина недопустимо разве что для совсем древних двигателей, которые отличаются низкой степенью сжатия и рассчитаны на использование бензина с октановым числом 92 и ниже.
А вот желание понизить октановое число вопреки требованиям автопроизводителя недопустимо. Использование низкооктанового топлива может вызвать детонацию, которая для мотора совсем не полезна. Движок будет звенеть, греться, плохо тянуть. Да и грядущий ремонт может встать в копеечку. Кругом сплошные минусы, которые перекроют любую возможную экономию на заправке.
Экономия и мощь
Основной миф, который ходит вокруг использования высокооктанового топлива - рост мощности мотора и экономия бензина. Дескать, высокооктановый бензин лучше горит, отдает больше энергии, и расход его меньше. Увы, это заблуждение. Повышение октанового числа никак не связано с энергетикой топлива. Обычный способ повысить антидетонационные свойства стандартного топлива - добавление в него специальных компонентов - эфиров, обладающих очень высоким (свыше 130) октановым числом. Большее количество такой добавки в высокооктановом топливе скажется на мощности мотора? Вряд ли... Можно, конечно, сжечь в цилиндрах больше топлива. Но почему его должно быть больше? И как это средство повышения мощности связано с экономией бензина?
Возможно, некоторое повышение эксплуатационных характеристик авто и удастся почувствовать, но цена такого улучшения будет высока - разница в стоимости литра девяносто пятого и сотого составляет без малого 10 рублей. А спортивным автомобилем бюджетный седан все равно не станет.
Для чего нужен высокооктановый бензин
Есть в автомобильном мире марки, знаменитые своими быстрыми, спортивными и даже гоночными машинами. Таким авто, учитывая их особенности, высокооктановый бензин подходит как нельзя лучше. В их мощных, высокофорсированных моторах другой гореть и не должен. И это четко указано в руководстве по эксплуатации. Здесь с качеством бензина шутки особо опасны и дороги.
Реальная польза
Есть случаи, когда использование высокооктанового топлива не по назначению может принести реальную пользу. При езде с высокой нагрузкой по жаре склонность мотора к детонации увеличивается. Если вам предстоит поездка жарким летом на груженой машине по горам, можно залить в бак топливо на ступень выше.
Другой вариант - вы заправились откровенно плохим бензином. Чтобы состав жидкости в баке хоть чему-то соответствовал, подойдет такая мера как добавка высокооктанового топлива.
Каждому - свое
Октановое число бензина, который можно и нужно использовать для заправки конкретной модели авто, определяет производитель. Автомобилистам стоит прислушиваться к этим рекомендациям. Заливать в бак бензин более стойкий к детонации в принципе можно, но в этом нет никакой необходимости. Использование же топлива с октановым числом ниже рекомендованного недопустимо. Такие вот простые выводы!