Вариатор или CVT (Continuous Variable Transmission) - это тип автоматической коробки передач, бесступенчато передающий крутящий момент от силовой установки на колеса, сохраняя оптимальные обороты ДВС. Не утихают споры на тему, какая трансмиссия лучше - вариаторная или классическая автоматическая, и прежде чем принять ту или другую сторону, предлагаем глубже погрузиться в тему. Сегодня расскажем про вариаторы.

Как работает вариатор
Принцип работы вариатора заключается в свойстве тела вращения. За время, пока совершается один оборот, точка, расположенная дальше от оси вращения проходит большее расстояние, чем точка, расположенная близко к оси. В качестве тела вращения был выбран конус, чтобы можно было быстро менять диаметр. Именно этот принцип позволяет вариатору непрерывно контролировать передаточное число.
Когда автомобиль трогается, диаметр на ведущем шкиве минимален (“конусы” разведены), а на ведомом - максимален (“конусы сведены”). Двигатель делает больше оборотов, нагрузка пока не высокая, машина быстро набирает скорость. При разгоне диаметр ведущего шкива постепенно увеличивается, а ведомого - уменьшается. Таким образом мотор не перегружается, а колеса начинают вращаться быстрее.
Впервые использовать устройство с ремнем и двумя конусами для передачи крутящего момента начали еще мельники древности. Весь двадцатый век клиноременные вариаторы эксплуатировались на благо индустриализации, использовались сначала в мопедах и скутерах. Впервые эту коробку передач установила на автомобиль Clyno Engineering Company в 1928 году, однако инженерное решение обладало больше недостатками, чем достоинствами, поэтому популярности не нашло.
Устройство и конструктивные особенности
Вариаторная трансмиссия состоит из двух шкивов - ведущего, связанного с силовой установкой, и ведомого, передающего усилия на колеса. Каждый шкив состоит из двух конических частей, закрепленных на валу. Передача усилий происходит с помощью ремня. В зависимости от команд электронного блока управления, диски шкивов сходятся или расходятся, меняя диаметр в точке контакта с ремнем.
Чем отличается вариатор от автоматической коробки передач
Из салона разницы заметить не получится - ручка селектора выглядит также, под ногами только две педали - тормоз и газ. Зато как только машина выедет на дорогу, разность ощущений явственно почувствуется. Для большинства привычным является поступательное увеличение скорости, прямо пропорциональное нарастающим оборотам, звуку, вибрации. Вариатор, в свою очередь, как будто застревает на средних оборотах, хотя это лишь иллюзия, вызванная процессом его функционирования.
Про разницу в “начинке” и принципах работы АКПП и CVT уже упоминали выше, дополнить можно тем, что вариаторная трансмиссия экономит топливо и эффективнее использует мощность мотора, в сравнении с автоматической коробкой.
Преимущества вариатора
- Отсутствие рывков при переключении скоростей. В силу конструктивных особенностей ход у автомобиля с вариатором плавный, без толчков, с постепенным набором и сбросом скорости.
- Высокий КПД. Из-за отсутствия потерь мощности при переключении скоростей эффективность вариатора больше, чем у других трансмиссий.
- Экономичный расход топлива. Потенциал мотора лучше раскрывается, следовательно топлива тратится меньше для достижения тех же параметров движения.
- Простота конструкции. Вариатор создан и работает благодаря интуитивно понятному механизму, что повышает его надежность.
Недостатки вариатора
- Дорогой сервис. Уход за этой трансмиссией включает в себя частую замену масла (каждые 40-60 тысяч километров), более дорого кстати, чем в других КПП, и ремня (каждые 150 тысяч км, лучше чаще)
- Чувствительность к перегреванию. Вариатор прослужит дольше, если водитель предпочитает плавную манеру вождения. Частые и долгие перегрузки из-за быстрых разгонов и пробуксовки приводят к износу и поломкам.
- Электронное управление. В процессе работы трансмиссии задействовано большое количество датчиков. Замена вышедшего из строя элемента трудозатратна.
Какие автомобили используют вариатор

Учитывая особенности эксплуатации вариатора, самое оптимальное решение - установить его на легковые автомобили. Краткий список моделей, где представлены вариаторные трансмиссии:
- Nissan Teana.
- Toyota Corolla
- Audi A5.
- Kia K3
- Honda Grace
Гибриды
- Chevrolet Volt
- Lexus ES 300h
- Honda CR-Z
- Toyota C-HR
- Cadillac Escalade
Кроссоверы и внедорожники
Среди кроссоверов с вариатором наиболее удачными являются следующие автомобили:
- Suzuki SX4.
- Nissan X-Trail.
- Toyota Rav4
- Renault Kaptur
- Nissan Qashqai
Как выбрать и как ездить на автомобиле с вариатором

Советы по выбору автомобиля с вариатором
При покупке автомобиля с CVT стоит в первую очередь обратить внимание на поведение коробки передач при езде. Вариатор - самая плавная и комфортная трансмиссия, её работа не должна сопровождаться рывками и толчками, разгон исправной коробки будет плавным и уверенным. Рекомендуется проверить автомобиль как на низких, так и на высоких оборотах.
Состояние масла может много сказать о предыдущей эксплуатации: жидкость должна быть прозрачной, без изменений цвета и запаха. Отклонения говорят о перегреве коробки и возможных неисправностях.
Как правильно ездить, чтобы продлить срок службы
Вариаторная трансмиссия - отличное инженерное решение, требующее однако чуткой и нежной эксплуатации. Перед приобретением транспортного средства важно соотносить свой стиль вождения с будущей машиной. Ниже обозначим основные тезисы, как продлить работу вариатора:
- Прогревать автомобиль перед ездой не менее 2-3 минут, если на улице температура ниже ноля. Маслу внутри вариатора необходимо это время, чтобы смазать рабочие элементы.
- Плавно стартовать, разгоняться и тормозить. При бережном обращении коробка не будет перегреваться.
- Избегать бездорожья. Грязь, песок, любые условия, где автомобиль может увязнуть, чрезмерно нагружают КПП. В крайних случаях поездка может закончиться поломкой автомобиля прямо “в полях”.
- Избегать дополнительных нагрузок в виде прицепа и буксира. Большой вес может спровоцировать перегрев трансмиссии.
Обслуживание и замена масла в вариаторе
Когда менять масло и почему это важно
Замена масла в вариаторной коробке передач должна производиться каждые 40-60 тысяч километров при отсутствии чрезмерных нагрузок. Если CVT использовалась в более жестких условиях, то стоит задуматься о замене масла через 30-35 тысяч километров. Что будет, если этого не сделать? Кратно увеличится износ насосов, конусов, вариатор будет больше подвержен перегреву, части механизма будут хуже смазываться. Все факторы лишь сократят срок жизни коробки передач.
Инструкция по замене масла
- Шаг 1. Подготовить новый масляный фильтр и прокладку поддона, достаточный объем нового масла (требуемое количество можно посмотреть в инструкции по эксплуатации), и ёмкость для отработанной жидкости.
- Шаг 2. Подготовить автомобиль и масло. Для этого достаточно проехать на автомобиле 15 км и оставить на 40-60 минут, чтобы жидкость стекла вниз.
- Шаг 3. Слить старую жидкость, открутив сливную пробку. Подождать, убедившись, что всё масло вытекло.
- Шаг 4. Открутить болты и снять поддон. Очистить его, убрать металлическую стружку.
- Шаг 5. Промыть гидроблок, предварительно отключив соленоиды и сняв его.
- Шаг 6. Заменить фильтры грубой и тонкой очистки новыми.
- Шаг 7. Высушенный поддон и гидроблок установить обратно. После манипуляций обязательно проверить правильное совмещение шкива гидроблока и вариатора, сделать это можно, переключив селектор на несколько режимов, не должно появиться новых звуков и ощущений на ручке.
- Шаг 8. Залить в трансмиссию новое масло, сначала его встряхнув. Проверить уровень с помощью щупа.
Отличия в обслуживании вариатора и автомата
Частые проблемы с АКПП, к которым относятся: утечка трансмиссионного масла, нарушения в работе гидравлической системы, выход из строя шестерен, поломка электрического блока, - можно обнаружить на ранних стадиях, уделяя достаточное внимание машине. При появлении подтеков, толчков, “чеков” на приборной панели и других настораживающих признаках, лучше не откладывать визит в сервис в долгий ящик. Регулярные посещения ТО с заменой масла и расходников увеличивают срок жизни автоматической коробки до более чем 200, а иногда и 300 тысяч км!
Обслуживание вариатора можно свести к четырем позициям: регулярная проверка и замена состояния масла, ремня, датчиков управления, шкивов. Последние выходят из строя в последнюю очередь, либо при большом пробеге, либо при экстремально жесткой эксплуатации КПП. В вариаторной трансмиссии ТО требуется незначительно чаще, чем в автоматической, по стоимости также выходит дороже, но не на много.
Часто задаваемые вопросы о вариаторе

Сколько передач у вариатора?
У вариатора нет передач в классическом понимании, ведь эта трансмиссия является бесступенчатой. Зато у него существует два режима работы: “экономия топлива”, с более высоким передаточным отношением, и “спорт”, позволяющий водителю более динамичную поездку. Работа коробки контролируется нажатием на педаль акселератора, никаких переключений внутри при этом не происходит.
Можно ли ездить на вариаторе с правами на «автомат»?
Да. Для вождения автомобиля с вариатором у автомобилиста должны быть права категории В с правом вождения машины с автоматической трансмиссией. Так как водителям, кто сдавал на права на МКПП, разрешено ездить на “автомате”, получается, что на CVT могут ездить все люди с категорией В.
Что лучше — вариатор или автомат?
Сложно сказать, какой тип коробки будет лучше, ведь все зависит от того, какой водитель будет за рулем. Исходя из того, что вариатор более требователен в обслуживании и эксплуатации, он подойдет спокойным водителям, которые не выезжают за пределы города, или если все-таки выезжают, то явно не на дикое бездорожье - испытывать себя и автомобиль. Коробка будет давать владельцу максимум комфорта и экономить топливо.
Автоматическую КПП стоит рассмотреть людям, которые склонны к более динамичной езде, выезжают за пределы асфальта. Несмотря на сложную конструкцию, “автомат” менее требователен к регулярности ТО, хотя естественно, каждые 60-100 тысяч км масло менять необходимо. Базовый ремонт чуть дешевле, как и расходники.
Как увеличить срок службы вариатора?
- 1. Бережно ездить на автомобиле с CVT: давать коробке разогреться перед началом движения, тормозить и разгоняться не резко, избегать чрезмерно сложных дорог без асфальта.
- 2. Соблюдать регламент замены масла и фильтров грубой и тонкой очистки. Не злоупотреблять частичной заменой, и совершать полную в сервисе. К тому же профессиональные механики в процессе смогут проверить состояние коробки.
- 3. Стараться не буксировать сломанные машины, не ездить с тяжелым прицепом. Вариатор хоть и рассчитан на такие нагрузки, но это сокращает срок его службы.
Вариатор может быть надёжным — если изначально выбрать правильный автомобиль и не ошибиться с техническим состоянием. Хотите быть уверены в покупке? Приезжайте в FAVORIT MOTORS. Мы поможем подобрать автомобиль с вариатором, который не подведёт.