Улучшаем обзор
Даже если вы едете ночью не в метель или сильный снегопад — не нужно считать, что на дороге все прекрасно. Вас могут поджидать ямы, выбоины, брошенные покрышки от грузовых авто, темные ТС без опознавательных знаков, по трассе могут перемещаться животные, велосипедисты, туристы или нетрезвые граждане. Важно принять все меры для улучшения видимости.
Фары
Когда будете проверять авто перед ночной поездкой, отрегулируйте фары на стенде. Они должны быть правильно настроены. Если фары не отрегулированы, они плохо освещают трассу. Зато отлично светят в глаза встречным водителям. Особенно этим грешит ксенон. Ночью на дороге безопаснее галогенки или светодиоды. Если у вас галогенки — не экономьте на лампах, берите лучшие из имеющихся в продаже.
Желтый или оранжевый свет используется в передних противотуманных фарах. Он считается более комфортным для человеческих глаз, чем белый, но в головную оптику желтые фонари ставить запрещено. Как использовать противотуманки зимней ночью:
- Если вы остановились на темном участке трассы — разрешается использовать ПТФ как ближний свет, но в комплекте с габаритными огнями.
- Задние противотуманки включайте лишь в условиях недостаточной видимости, когда нет обзора далее 300 м — при метели, снегопаде и тумане (да, он бывает и зимой!).
Как безопасно ездить по зимней ночной трассе:
- При разъезде со встречным авто не смотрите на него. В нем ничего интересного нет. Смотрите на край вашей обочины или границу вашей полосы (если движетесь не по крайней правой).
- Включайте ближний, когда видите встречного, догоняете встречного или обогнали вас. Отработайте этот навык до автоматизма.
- Встречный не хочет выключать дальний? Моргните ему дальним сами. Все равно слепит? Тоже включайте дальний.
- Слепят в зеркала? Включайте аварийку.
- Если попутный моргает аварийкой — вы слепите его. Включите ближний.
Не злоупотребляйте дальним! Никому не нравится, что его слепят. Встречные могут и ответить тем же. И если это окажется фура со своими здоровенными «прожекторами», получится крайне неприятно.
Если видимость становится хуже, снижайте скорость и включайте аварийку. Если «никакая» — выбирайте безопасное место и остановитесь. Это должна быть не узкая обочина и не проезжая часть.
Это единственное правильное решение. «Все едут, и я смогу доехать» — дурная стратегия. Пусть дураки рискуют жизнью. В условиях очень плохой видимости постоянно случаются самые страшные ДТП со множеством жертв, не играйте со смертью.
Запаситесь знаком аварийной остановки, пусть ездит с вами. Если вы зимней ночью вынужденно встанете на обочине (допустим, заменить колесо), знак может буквально спасти вам жизнь. Помните: на ночной зимней трассе плохо видят все.
Сразу поставьте знак примерно за 50 м до своего авто. В свете фар его отлично видно.
Перед ночной поездкой зимой обязательно проверьте все световые приборы автомобиля. Гореть должны все. Почистите грязные плафоны. Возите с собой запасные лампы и научитесь их менять.
Если фонарь головного света погас и заменить невозможно, включите аварийку, чтобы были видны габариты вашего авто. Встречным сложно разъехаться с «одноглазой» машиной.
Нужен ли омыватель фар? Зимой трасса тоже бывает грязнее самой грязи. Омыватель может пригодиться, но до абсолютной чистоты с ним все равно далеко, особенно с галогенками. Они слишком горячие, моментально высушивают грязь, ее даже под напором смыть сложно. С ксеноном омыватель эффективнее, но его придется использовать часто.
Щетки стеклоочистителя
На этих элементах нельзя экономить, если предстоит ночная поездка зимой. Особенно если лобовуха сильно «несвежая» — потертая, со следами пескоструя или трещинами. Через нее обзорность хуже. А при снегопаде, метели и изношенных щетках она и вовсе пропадет.
Лайфхак: если не успели поменять щетки перед дорогой, и они не чистят стекло — остановитесь на крупной заправке. Щетки там обычно продаются. Снимите свои негодные, подберите новые по длине и поменяйте. Трата незначительная, а ваш девиз — не «слабоумие и отвага», правда?
Антибликовый козырек
Это недорогой аксессуар из ABS пластика со специальным покрытием. Его несложно установить на стандартный козырек авто. Обычно продается с двумя панелями — серой для защиты от солнца и желтой для улучшения видимости в ночных поездках. С козырьком дальний свет не будет так лупить в глаза.
Очки для водителей
Это поляризационные очки или антибликовые — на их стекла наносят специальное покрытие. Для ночных поездок лучше выбрать антиблик. Не спешите покупать их на любимом маркетплейсе! Это очень индивидуальный аксессуар — нужно учитывать особенности собственного зрения. Оптимальный вариант — выбирать такие очки с учетом рекомендаций офтальмолога.
Правильная посадка за рулем
Для ночной зимней езды важна даже корректная регулировка сиденья. Поднимите кресло так, чтобы обзор был немного повыше линии дороги. Это поможет снизить яркость встречного света. Прием простой, а нагрузка на глаза снижается.
Боремся с усталостью и желанием заснуть
Биоритмы у всех разные. И стоит учитывать собственные. Если конкретно ваш организм привык ночью спать, вас начинает «валить» в определенное вечернее время — воздержитесь от ночной езды, особенно зимой. В лучшем случае вы приедете в пункт назначения полностью вымотанным. В худшем — вырубитесь за рулем. Чем это грозит — вы в курсе.
Если вы уверены, что спокойно просидите ночь за рулем, все равно лучше предварительно выспаться. Но учтите, что даже это может не помочь — ночью организм будет стремиться к привычному режиму сна.
Что помогает не дремать за рулем:
- Периодическое проветривание салона. Холодный воздух бодрит.
- Попутчики. Они разговаривают с вами, контролируют ваши действия — во всяком случае, помогут не засыпать. Но этот вариант не универсален. Попутчик сам может заснуть — это первое. Второе — не всем водителям приятно ехать с кем-либо. Возможно, любимая музыка действует на вас более бодряще, чем чужая болтовня. Тоже вариант.
- Кофе, крепкий чай, энергетики. Спросите свой организм — как он реагирует на эти тонизирующие средства. Вы должны точно это знать. Случаются парадоксальные реакции — кофе или какой-нибудь Red Bull вызывают не бодрость, а сонливость.
- Гаджеты Антисон. Внимание: пользуйтесь не ушными — они не работают на опережение! Устройство в ухе срабатывает, когда вы уже буквально «клюете носом», то есть фактически заснули. Куда лучше зарекомендовали себя браслеты и устройства на палец.
- Короткая остановка для разминки. Встаньте в безопасном месте, выйдите, походите, поприседайте, протрите фары и стекла — просто отвлекитесь от езды.
Помогают и разные индивидуальные методы — кто поет песни, кто грызет семечки. Все, что вам помогает и не мешает вести, подходит!
Что мешает бороться со сном:
- Накопившаяся усталость. Выезжайте на зимнюю ночную дорогу отдохнувшим.
- Еда. Не загружайте желудок большим количеством пищи, неважно — до поездки или в процессе, в придорожных едальнях. Полный желудок — это расслабление и тяга ко сну.
- Некомфортная скорость. Двигайтесь на привычной и удобной. Если постоянно ехать в состоянии напряжения, вы быстро устанете. Временно ускоряться допустимо для бодрости, на пустой трассе.
И главное: если бороться со сном не получается — остановитесь. Когда дрожат руки, сводит судорогой ноги, линии разметки начинают подниматься, а на обочинах — мерещиться какие-то люди, звери и нечисть — ехать дальше нельзя, вы спите!
Как описано ранее — вставайте в безопасном месте и вздремните. Даже полчаса-часа будет достаточно, чтобы продолжать путь в адекватном состоянии.
Что важно для безопасной зимней ночной поездки
|
Категория |
Что проверить / использовать |
Почему это важно |
|
Фары и свет |
Регулировка, чистота, наличие запаса ламп |
Неправильный свет может ослепить встречных и снизить обзор |
|
Щетки стеклоочистителя |
Состояние, при необходимости — срочная замена |
Изношенные щетки могут полностью лишить обзора при метели |
|
Противотуманные фары |
Включать при плохой видимости |
Улучшают видимость на ближней дистанции |
|
Знак аварийной остановки |
Должен быть в машине, установить на 50 м за авто при остановке |
Видимость ночью сильно ограничена, знак предупреждает водителей |
|
Антибликовый козырёк / очки |
Использовать для снижения яркости встречного света |
Снижают утомление глаз |
|
Состояние лобового стекла |
Проверка на царапины, трещины, замена по необходимости |
Через «пескоструй» видимость ночью резко падает |
|
Физическое состояние водителя |
Выспаться, не переедать, избегать усталости |
Самая частая причина аварий ночью — сон за рулем |
|
Что помогает не уснуть |
Проветривание, музыка, попутчик, разминка |
Механизмы индивидуальны — важно подобрать «своё» |
|
Когда остановиться |
Усталость, дезориентация, галлюцинации — сигнал к остановке |
Это не слабость, это инстинкт выживания |
Вывод: зима ночью — не шутка
Зимняя ночная дорога — это всегда проверка на готовность, внимание и здравый смысл. Даже если вы уверены в своих навыках, не забывайте: видимость ограничена, реакция замедляется, а ошибки обходятся слишком дорого.
Правильный свет, чистые стёкла, свежие щётки, запасные лампы и знак аварийной остановки — всё это не мелочи, а ваша личная система безопасности. А главное — ваше состояние за рулём. Не выспались? Остановитесь. Засыпаете? Найдите способ взбодриться или сделайте паузу.
На ночной трассе зимой вы не герой — вы живой человек, и задача одна: безопасно доехать туда, куда нужно. Пусть дорога будет трудной, но никогда — последней.




