Утильсбор 2025: новые ставки, повышение с 1 января и расчет стоимости

27.02.2025
3 мин.
Коптевская, 71 Москва +7 (495) 445-57-50
Контент
Что такое утильсбор и зачем он вообще нужен? Этот вопрос часто возникает у тех, кто думает о покупке нового автомобиля или решает ввезти машину из другой страны. В 2025 году ситуация с утилизационным сбором немного изменилась, и, чтобы вы не запутались в этих нюансах, мы в FAVORIT MOTORS решили всё подробно объяснить. Какие изменения ждут автомобилистов, как это скажется на ценах, и что нужно знать, если вам предстоит заплатить утильсбор?

С 1 августа 2025 года вступают в силу изменения в расчёте утилизационного сбора

Что произошло?

15 июля 2025 года Правительство РФ утвердило постановление №1065, вносящее корректировки в действующее постановление №1291 от 26 декабря 2013 года. Эти изменения напрямую касаются порядка уплаты и расчёта утилизационного сбора (утильсбора) при ввозе автомобилей и прицепов на территорию России.

Почему это важно?

Изменения существенно затрагивают:

  • физических лиц, ввозящих транспорт для личного пользования;

  • компании и ИП, занимающиеся импортом автомобилей;

  • органы, администрирующие утильсбор.

Новая формула расчёта утильсбора

Ожидается внедрение новой методики расчёта:

УС = УСед + (Рс – Сз) × 0,5

где:

  • УС — итоговая сумма утильсбора,

  • УСед — установленная базовая ставка,

  • Рс — рыночная цена автомобиля,

  • Сз — стоимость за рубежом (таможенная цена).

Это изменение может особенно повлиять на автомобили с высокой рыночной стоимостью и небольшим пробегом.

Ключевые изменения

1. Уточнение параметров для коммерческого транспорта

Обновлены технические характеристики и классификация транспортных средств, особенно:

  • самосвалы массой от 12 до 20 тонн,

  • грузовые фургоны и другие ТС категорий N и O.

Эти уточнения касаются как расчёта ставки, так и применения коэффициентов.

2. Пересмотр условий льготного ввоза для граждан

Физические лица по-прежнему могут освободиться от уплаты утильсбора при соблюдении ряда условий. Однако с 1 августа 2025 года они дополнены и пересмотрены.

Актуальные условия освобождения:
  • Автомобиль оформляется на того, кто его ввозит и уплачивает пошлину;

  • Машина должна быть зарегистрирована на физлицо в течение 12 месяцев с момента ввоза;

  • Используется единая ставка таможенных пошлин;

  • Допускается ввоз:

если покупка совершена до 31 октября 2023 года, а оформление завершено до 31 декабря 2023 года;

если автомобиль приобретён на аукционах Росимущества;

если ввоз осуществляется участником программы переселения соотечественников.

Что отменили?

Ранее действовавшее условие, согласно которому автомобиль, произведённый в России и находившийся на регистрации в стране ЕАЭС не менее 12 месяцев, мог быть ввезён с освобождением от утильсбора, исключено.

Это значит:

  • больше нельзя легально вернуть обратно на рынок РФ автомобили, собранные в Калининграде, Санкт-Петербурге и других регионах, которые ранее были вывезены и зарегистрированы, например, в Республике Беларусь или Казахстане;

  • схема с «обратным ввозом» моделей BMW, Volkswagen, KIA, Hyundai, ранее производившихся на территории РФ, теперь официально закрыта.

Сравнение условий до и после 1 августа 2025 года


Параметр

До 1 августа 2025 года

С 1 августа 2025 года

Постановление

№1291 от 26.12.2013

№1065 от 15.07.2025 (вносит изменения в №1291)

Формула расчёта утильсбора

УС = базовая ставка или фикс по категории

УС = УСед + (Рс – Сз) × 0,5

Физлица при ввозе для личного пользования

Освобождались при соблюдении нескольких условий

Условия расширены, часть уточнена, часть отменена

— Авто оформлено на лицо, оплатившее сбор

Да

Да

— Регистрация на физлицо в течение 12 месяцев

Да

Да

— Ввоз по единой ставке

Да

Да

— Покупка до 31.10.2023 и оформление до 31.12.2023

Не было

Добавлено

— Приобретение через торги Росимущества

Не было

Добавлено

— Ввоз по программе переселения соотечественников

Да

Да

Схема «обратного ввоза» из ЕАЭС (российское авто, стоявшее на учёте за рубежом 12+ месяцев)

Допускалась без утильсбора

Запрещена. Освобождение отменено

Коммерческий транспорт (фургоны, самосвалы и др.)

Старые параметры категорий

Пересмотрены весовые и технические характеристики

На кого влияют изменения

Преимущественно на компании и крупный бизнес

Также на физических лиц и схемы с ввозом авто из ЕАЭС

Дата вступления изменений в силу

1 августа 2025 года



Последствия для рынка

Нововведения направлены на борьбу с серыми схемами, при которых машины, собранные в России и вывезенные за границу, ввозились обратно с минимальной налоговой нагрузкой.

Теперь такой способ существенно теряет смысл — для всех возвращаемых авто применяется полная ставка утильсбора как для коммерческого ввоза.

Особенно это отразится на популярных моделях, ранее массово вывозившихся в ЕАЭС, таких как:

  • BMW X5 с Автотора,

  • Volkswagen Tiguan,

  • KIA Sportage и Cerato, ранее отправленные в РБ и РК.

Когда вступают в силу изменения?

С 1 августа 2025 года.
Это касается всех новых поставок автомобилей на территорию РФ, а также пересматривает уже начатые процедуры оформления, если они не завершены до этой даты.

Как рассчитывается утильсбор в 2025 году?

Формула расчета утильсбора 2025

Как рассчитывается утильсбор в 2025 году? Этот вопрос стал крайне актуальным с учётом изменений в законодательстве. Всё основывается на простой формуле: базовая ставка умножается на коэффициент. Согласитесь, не так уж и сложно, правда?

Базовая ставка для легковых автомобилей в этом году составляет 20 тысяч рублей. Но для других транспортных средств, например, для грузовиков, эта сумма будет уже гораздо больше — 150 тысяч рублей. И дальше всё зависит от деталей: объём двигателя, возраст автомобиля и даже цель ввоза. Так, если вы ввозите машину для личных нужд, ставка будет ниже, чем если это автомобиль для перепродажи. И не забывайте: чем мощнее двигатель, тем выше этот коэффициент.

Сравнение утильсбора 2024 и 2025: основные изменения

Теперь за машины с двигателем объёмом от 1 до 2 литров придётся заплатить 667 400 рублей. Если двигатель больше — от 2 до 3 литров, — сумма вырастает до 1 875 400 рублей. Электромобили и гибриды тоже попали под новые ставки: за новый электрокар теперь нужно заплатить 667 400 рублей, а за модель старше трёх лет — уже 1 174 000 рублей.

Но есть и относительно мягкие условия для тех, кто оформляет машину на себя и не собирается её продавать в течение года. В этом случае утилизационный сбор(утильсбор) остаётся в пределах 3 400–5 200 рублей, что значительно выгоднее коммерческих ставок.

Повышение утильсбора в 2025 году: причины и последствия

Почему с 1 января 2025 года утильсбор снова повысился?

Одна из главных причин — поддержка отечественного автопрома. Чем выше утильсбор, тем менее выгодно ввозить импортные машины, а значит, больше шансов у российских и китайских производителей. Ещё одна причина — инфляция. Власти регулярно корректируют ставки, чтобы учесть рост цен и сохранить актуальные расходы на утилизацию автомобилей. По прогнозам, пересматривать утильсбор будут ежегодно вплоть до 2030 года.

Повышение утильсбора — это, к сожалению, неизбежный фактор, который всегда сказывается на стоимости автомобилей. Производители и дилеры, конечно, не могут просто так проигнорировать дополнительные расходы. В итоге, утильсбор оказывается включён в цену машины, а это значит, что покупатели вынуждены платить больше. Уже с октября 2024 года мы начали замечать, как растёт стоимость как российских, так и импортных автомобилей. И стоит учитывать, что к итоговой цене добавляются не только изменения в утильсборе, но и логистические расходы, которые могут составлять до 20% от всей суммы на доставку.

В результате, в среднем, автомобили подорожали на 10-20%. Да, это не шокирующий рост, но он вполне ощутим. А что самое интересное, повышение утильсбора касается только новых покупок. Те, кто уже успел стать владельцем автомобиля, могут не переживать — утильсбор платится лишь один раз.

Влияние утильсбора на цену автомобиля

Еще раз отметим, что повышение утильсбора не затрагивает владельцев уже купленных машин. Этот сбор платится только один раз — при ввозе или первой продаже автомобиля в России.

Как повышение утильсбора в 2025 году повлияет на рынок авто?

Что это значит для рынка? Во-первых, импортные автомобили станут ещё дороже, особенно если речь о крупных кроссоверах и премиальных моделях. Разница может измеряться не просто сотнями тысяч, а миллионами рублей. Во-вторых, ещё больше вырастет спрос на подержанные машины, что приведёт к их дефициту и росту цен даже на старые модели. В-третьих, продажи новых автомобилей могут просесть, а это приведёт к сокращению ассортимента у дилеров и дальнейшему повышению цен. Так что 2025 год явно не принесёт хороших новостей тем, кто собирался обновить автомобиль.

Коммерческий утильсбор 2025: кто заплатит больше?

Коммерческие ставки действуют в том случае, если машину ввозят не для себя, а для перепродажи. Если автомобиль моложе трёх лет, то ставка утильсбора составляет 667 400 рублей, а к 2030 году она может достичь 1 172 400 рублей. Для машин старше трёх лет сбор уже сейчас составляет 1 174 000 рублей, а через несколько лет может перевалить за 2 миллиона. 

Вот точная таблица коммерческого утильсбора:

  • электродвигатель или последовательный гибрид — 667 400 рублей;
  • до 1 литра — 180 200 рублей;
  • от 1 до 2 литров — 667 400 рублей;
  • от 2 до 3 литров — 1 875 400 рублей;
  • от 3 до 3,5 литра — 2 153 400 рублей;
  • более 3,5 литра — 2 742 200 рублей.

Прогноз утильсбора до 2030 года

С 2025 года утильсбор будет пересматриваться ежегодно. Это закреплено постановлением правительства №1255 от 13 сентября 2024 года. Согласно документу, коэффициенты растут примерно на 10–20% в год в зависимости от категории транспорта и объёма двигателя.

Для примера возьмём легковые автомобили категории М1 (в том числе повышенной проходимости).


Год Двигатель 2–3 л, до 3 лет Двигатель 2–3 л, старше 3 лет
2024 1 562 800 ₽ 1 875 400 ₽
2025 1 875 400 ₽ 2 812 000 ₽
2027 2 475 600 ₽ 3 748 000 ₽
2030 4 988 600 ₽ более 7 млн ₽


Таким образом, если сегодня автомобиль с двухлитровым мотором обойдётся по утильсбору примерно в 1,8 млн рублей, то к 2030 году эта сумма почти утроится. Для машин с объёмом двигателя свыше 3 литров рост утильсбор будет ещё ощутимее — там коэффициенты изначально приравнены к коммерческим ставкам.

Что это значит для автовладельцев?

  • Льготы для физических лиц с машинами до 3 литров пока сохраняются (3 400–5 200 ₽), но правительство обсуждает вариант их пересмотра.

  • Для «коммерческих» ввозов расходы будут расти каждый год, поэтому чем позже покупать такой автомобиль, тем дороже он обойдётся.

  • Подорожание новых машин почти неизбежно, ведь производители и дилеры будут закладывать утильсбор в конечную цену.

История утильсбора в России

Утилизационный сбор(Утильсбор) появился в России сравнительно недавно, но за это время успел несколько раз поменяться и по сути стал инструментом регулирования импорта автомобилей.

  • 2009 год — введён первый механизм стимулирования утилизации старых машин(утильсбор). Владельцы сдавали легковушки и получали сертификат на скидку при покупке нового авто отечественного производства.

  • 2012 год — после вступления России в ВТО был принят закон, обязавший платить утильсбор при ввозе автомобилей. Сбор взимался только с импортёров, а российские заводы освобождались от уплаты.

  • 2013 год — обязанность распространили и на отечественных производителей, но для них предусмотрели компенсацию в виде субсидий. В конце года вышло постановление №1291, которое установило базовые ставки и коэффициенты.

  • 2015 год — утильсбор расширили на прицепы и полуприцепы.

  • 2016 и 2018 годы — прошла индексация коэффициентов утильсбора, суммы выросли.

  • 2023 год — начались серьёзные изменения утильсбора:

    • ужесточены правила «льготного» ввоза через ЕАЭС,

    • повышены коэффициенты для машин с крупными двигателями,

    • для «личного пользования» введено обязательство владеть машиной минимум год.

  • 2024 год — новые корректировки утильсбора: в апреле уточнили порядок параллельного импорта, в сентябре приняли постановление №1255, установившее индексацию до 2030 года.

  • 2025 год — повышение ставок с 1 января и новая методика расчёта с 1 августа (постановление №1065), которая закрыла схемы с «обратным ввозом» автомобилей из ЕАЭС.

Таким образом, утильсбор эволюционировал от небольшой платы за утилизацию до полноценного экономического инструмента, напрямую влияющего на стоимость автомобилей и политику импорта.

Утильсбор в 2025 году в разных странах

Утильсбор в Беларуси 2025: отличия от России

Вы когда-нибудь задумывались, насколько сильно различаются ставки утилизационного сбора(утильсбора) в разных странах? В Беларуси, с 10 февраля 2025 года, утильсбор стал почти таким же, как в России. Однако, есть ли действительно большая разница? На первый взгляд, сумма варьируется не так уж и сильно, но для некоторых категорий автомобилей различия все же заметны.

Например, если вы решите ввезти машину с двигателем до 1 литра и возрастом до трёх лет в Беларусь, вам предстоит заплатить 184,6 тысячи рублей, в то время как в России эта сумма составит 180,2 тысячи рублей. Разница не критичная, но она присутствует. Если же речь идет о более старых автомобилях, то сборы увеличиваются: для машин старше трёх лет в Беларуси он составит 471,2 тысячи рублей, а в России — 460 тысяч.

Для автомобилей с двигателями объёмом от 1 до 2 литров также заметна разница. В Беларуси утилизационный сбор(утильсбор) за новые машины в 2025 году составляет 683,7 тыс. рублей, тогда как в России — 667,4 тыс. рублей. Если же транспорт старше трёх лет, сумма увеличивается до 1,2 млн рублей в Беларуси и до 1,174 млн рублей в России. С ростом объёма двигателя разница становится ещё ощутимее: например, за автомобили с моторами 2–3 литра придётся заплатить около 1,87 млн рублей в России и примерно 1,92 млн рублей в Беларуси.

Утильсбор на спецтехнику в 2025 году

Утилизационный сбор(Утильсбор) начисляется не только на легковые и грузовые автомобили, но и на другой транспорт — квадроциклы, снегоходы, прицепы, автобусы и спецтехнику. Для этих категорий ставки и коэффициенты отличаются.

Квадроциклы и снегоходы

С 1 января 2025 года коэффициенты утильсбора для этой техники повысились, но останутся неизменными до 2030 года.

  • Базовая ставка — 172 500 ₽.

  • Коэффициенты:

             до 300 см³ — 0,4 (новые, до 3 лет) и 0,7 (старше 3 лет);
             свыше 300 см³ — 0,7 (новые) и 1,3 (старше).

Таким образом, за новый квадроцикл с мотором до 300 кубов утильсбор составит 69 000 ₽, а за модель с мотором больше 300 кубов — 120 750 ₽.

Грузовой и коммерческий транспорт

Для грузовиков и автобусов базовая ставка — 150 000 ₽, но коэффициенты зависят от массы и возраста.

Примеры для 2025 года:

  • грузовик до 2,5 тонн — 835 500 ₽ (новый) или 1 215 000 ₽ (старше 3 лет);

  • грузовик от 12 до 20 тонн — 1 579 500 ₽ (новый) или 5 517 000 ₽ (старше 3 лет);

  • седельный тягач массой 20–50 тонн — от 3,18 млн ₽ до 6,47 млн ₽.

Прицепы

Прицепы и полуприцепы также облагаются утильсбором. Для прицепов полной массой более 10 тонн коэффициент в 2025 году составляет 8,88 для новых и 29,97 для старых, что даёт итоговую сумму 1,32–4,5 млн ₽.

Как оплатить утильсбор в 2025 году?

Способы оплаты утильсбора 2025

В 2025 году процесс оплаты утильсбора стал немного проще. Для начала нужно рассчитать сумму, которую предстоит заплатить. Это можно сделать вручную по специальной формуле или воспользоваться онлайн-калькулятором, который значительно упростит задачу. Если же расчёты вызывают сомнения, можно обратиться к специалисту для уточнений.

Далее — получить реквизиты в пункте таможенного оформления. Когда всё готово, остаётся внести оплату любым удобным способом: через банк, банкомат или электронные платежи. Главное — не забыть сохранить квитанцию, её придётся показать в таможне вместе с документами на машину.

Можно ли избежать уплаты утильсбора?

Есть ли возможность не платить утилизационный сбор? Да, но только в редких случаях. Например, если машина принадлежит беженцам, переселенцам или участникам госпрограммы переселения(Утильсбор можно не платить). Также сбор утильсбор не взимается с автомобилей, принадлежащих дипломатическим представительствам и международным организациям. 

Освобождение действует и для редких ретро-авто, если им больше 30 лет и они сохранили оригинальное заводское состояние. А ещё утильсбор не касается машин, ввезённых в Россию временно, или тех, что находятся в свободной таможенной зоне Калининградской области и были выпущены менее трёх лет назад. Для всех остальных исключений, увы, нет — платить придётся.

Самые частые вопросы об утильсборе

Можно ли оплатить утилизационный сбор(Утильсбор) в рассрочку?

Нет, действующее законодательство не предусматривает рассрочку. Оплату необходимо внести единовременно при пересечении границы или выпуске автомобиля. Это обязательный платеж, который нужно внести до того, как автомобиль получит право на эксплуатацию на территории страны.

Что происходит, если утильсбор не был уплачен вовремя?

Если утильсбор не был уплачен в установленный срок, автомобиль может не быть зарегистрирован или выпущен на территорию страны. Также возможны штрафы и дополнительные финансовые санкции. Поэтому важно своевременно позаботиться об этом платеже, чтобы избежать неприятных последствий.

Что делать, если я не согласен с размером утильсбора?

Если вам кажется, что размер утильсбора рассчитан неправильно, или вы считаете, что сумма слишком велика, всегда можно подать жалобу в органы, занимающиеся сбором и контролем этих платежей. Для этого нужно предоставить все документы, которые подтверждают ваше мнение, и в некоторых случаях возможно перерасчет или пересмотр суммы.

Если я купил машину, но ещё не заплатил утильсбор, что мне делать?

Если у вас есть автомобиль, но вы ещё не уплатили утильсбор, вам необходимо сделать это до того, как автомобиль будет зарегистрирован. В противном случае могут возникнуть проблемы с регистрацией автомобиля, а также с его продажей или перепродажей.


Одно можем сказать точно — покупая машину в FAVORIT MOTORS, вам не нужно будет переживать о дополнительных расходах на утильсбор. Мы уже всё учли, чтобы процесс был для вас максимально удобным и прозрачным. Все автомобили, которые представлены в нашем салоне, — с полным пакетом документов, и вам не нужно волноваться о скрытых платежах. Чтобы выбрать машину, которая идеально вам подойдёт, достаточно заглянуть на наш сайт и ознакомиться с полным ассортиментом.


Успешно добавлено в избранное
Перейти
Автомобиль добавлен в сравнение
Перейти