Шведский бренд хорошо известен в России — даже прозвище его моделей, а именно «чемоданы», звучит не обидно, а скорее уважительно. Если они и напоминают чемоданы угловатым дизайном — то очень надежные и безопасные! И модельный ряд бренда уже давно ими не ограничивается.
Но у любого авторитетного бренда есть и неизвестные широкой публике модели. Порой такие, что действительно стыдновато показывать людям. А порой неплохие — просто не выстрелившие на рынке.
Вы точно не знали об этих моделях Volvo!
Venus Bilo
Этот проект, представленный в 1933 году, так и остался концептом. Разработка Густава Эрикссона, сборка компании Nordbergs Vagnafabrik на базе платформы серийного Volvo PV653.
Это был четырехместный и четырехдверный седан с нестандартным обтекаемым кузовом, рассчитанный на хорошую грузоподъемность. В его багажник и специальные отделения, помещенные в правое переднее крыло, входило 9 чемоданов!
В левое крыло умудрились поместить запаску и инструменты. Вторая запаска играла роль заднего бампера. Сам седан был ярко-синим с бежевыми полосками. Дизайнер вдохновлялся якобы тогдашними моделями самолетов.
Название выбрали комичное: bilo — автомобиль на шведском. Получилась «Венера Билосская», по аналогии с Милосской.
Компания Volvo Cars сначала заявляла, что проект не ее. В реальности она решила проверить, как общественность отреагирует на нестандартный дизайн.
Отреагировала плохо: концепт-кар назвали уродливым. Но были и иные мнения — аэродинамический кузов назвали вполне возможным для машин будущего.
Но, поскольку будущее еще не наступило, в производство модель не пошла. После Второй мировой ее продали некоему датчанину. В середине 1950-х стало известно, что она принадлежит сыну владельца свалки металлолома и переоборудована в пикап. После 1956 года судьба Venus Bilo неизвестна.
Но Volvo Cars не смогла расстаться с идеей такого дизайна — его элементы достались Volvo PV 36 Carioca, следующей модели компании.
Carioca
Странное название для шведского автомобиля? Правильно, так называется один из диалектов португальского языка. А еще это самоназвание жителей Рио-де-Жанейро и их культуры. И название танца, популярного в Швеции в 1930-х.
Volvo PV 36 Carioca — это роскошный четырехдверный седан. Он выпускался Volvo Cars с 1935 по 1938 год.
Аэродинамический дизайн пригодился — седан выполнили в том же стиле, что
Визуально автомобиль был выполнен в том же стиле, что американские Chrysler Airflow и Hupmobile Model J Aero-dynamic. В Volvo работали ведущие инженеры, ранее трудившиеся в автопроме США.
Модель PV36 стала первым автомобилем Volvo с независимой передней подвеской, но в ней использовался тот же мотор с боковым расположением клапанов, что и в традиционных автомобилях Volvo, которые выпускались наряду с Carioca.
Но седан получился дорогим — стоил 8500 крон. Volvo выпустила примерно 500 таких автомобилей. Последний из них был продан в 1938 году, и больше эта модель не выпускалась.
P1900
Автомобилям последующей серии P1800 повезло — модель засветилась в популярном криминальном сериале «Святой», а он шел 7 лет — с 1962 по 1969-й. Стильные скоростные авто хорошо продавались.
Но предыдущий проект — родстер P1900 (он же Volvo Sport) оказался полным провалом.
Случается, что руководство бренда видит интересную чужую модель и заявляет: хочу такое же! Мы сделаем не хуже!
Так и получилось с президентом Volvo Ассаром Габриэльссоном. Он увидел в США спорткар Chevrolet Corvette 1953 года выпуска, с кузовом из стекловолокна. И загорелся идеей создать аналогичную модель. Он пригласил для проектирования кузова американца Билла Тритта. Тот работал в судостроительной компании Glasspar, но увлекался и автомобилестроением. В 1949-м он сделал первый автомобиль с кузовом из армированного полиэстера — Glasspar G2.
В 1956-м был построен первый родстер P1900, на трубчатой стальной раме, с мотором 70 л. с. и 3MT, как у Volvo PV444. В этом же году Гуннар Энгеллау сменил Габриэльссона на посту президента компании. И не разделял его энтузиазма насчет новой модели.
Почему? Он на ней поездил!
И P1900 испортил ему настроение в выходные. Гуннару показалось, что автомобиль готов развалиться на ходу. Качество сборки явно «хромало» и грозило опозорить Volvo на весь мир.
Вернувшись в понедельник в офис, Гуннар отменил выпуск следующих авто этой модели. Тритт советовал изменить раму, но его уже никто не слушал.

Всего успело выйти 4 или 5 прототипов и 68 серийных P1900. В 1956 — 44 единицы для шведского рынка. Остальные вышли в 1957 и были проданы в другие страны.
И все же польза от разработки P1900 была: шведы усовершенствовали мотор B-16. Позже его ставили на модели серии PV 444, что сделало их достаточно мощными для выхода на рынок США.
Р1560
Этот прототип, разработанный в 1968 году итальянским дизайнерским бюро Carrozzeria Coggiola, стал первым в серии экспериментальных автомобилей на базе Volvo 140. Эти прототипы, созданные по заказу Volvo, предназначались для изучения передовых систем безопасности, в том числе зон деформации, дверных усилителей и подушек безопасности — технологий, которые в то время только зарождались. В рамках проекта было создано в общей сложности 10 прототипов, которые могли бы заменить модели серий 140/160.
Несмотря на инновационные решения в области безопасности, проект P1560 закрыли в 1971 году из-за неопределенности в отношении будущих правил безопасности в США. Volvo просто не рискнула запускать в производство новую модель.
Вместо этого компания решила усовершенствовать существующую серию 140/160 и создать серию 240/260, известную как проект P1720. В этих более поздних моделях она реализовала многие инновации в области безопасности, впервые опробованные на прототипах P1560.
Elbil
Представьте себе, Volvo еще в середине 1970-х выпустила электрокар!
Толчком к выпуску модели послужила конференция ООН по охране окружающей среды 1972 года. Запомнились слова тогдашнего менеджера Volvo Пера Гилленхаммара — он заявил, что его компания является частью экологической проблемы — и, соответственно, должна ее решать.
Модель Elbil (на шведском это означает электромобиль) 1976 года финансировался телекоммуникационной компанией Televerket.
В тот период автопроизводители обсуждали модернизацию ДВС. Об экологии тоже активно дискутировали, но общественность почти не заинтересовалась проектом Volvo.
У электрокаров была плохая репутация: мол, громоздкие, медленные, надо ломать голову, где заряжать… Да и обычные машины начали делать более производительными и в то же время экологичными.
Два уже выпущенных электрокара Volvo упрямо развозили почту в Гетеборге. Это были компактные модели, но в них спокойно помещались 4 пассажира — сотрудники Televerket.
Для служебных нужд электромобиль вполне подошел. Двенадцать аккумуляторов по 6В обеспечивали запас хода в 30 миль. Elbil мог два часа ехать на одном заряде.
Но в серийное производство Volvo Elbil так и не пошел: и на вид страшненький, и медленный, и тяжелый, и запас хода маленький. Он не стал бы популярным, компания только потеряла бы деньги. Проект закрыли.
66
Эту модель создали на базе голландского компактного семейного автомобиля DAF 66 — его дизайн разрабатывался известным итальянским дизайнером спорткаров Джованни Микелотти.
Компактный Volvo 66 был представлен в августе 1975 года и производился до 1980-го. Его оснащали CVT, в отличие от модели DAF, да и экстерьер отличался увеличенными бамперами и подголовниками — как у Volvo 240. Компания стремилась к максимальной безопасности своих авто — но это повышало стоимость производства.
Volvo 66 выпускался в виде двухдверного седана и трехдверного универсала. Другие важные отличия Volvo 66 от DAF 66 также в основном связаны с безопасностью. В нём установлены другие сиденья, руль, стальные боковые дуги в дверях и сервопривод выключения сцепления, позволявший водителю переключать передачи при включенном дросселе. Ранее в моделях DAF это было невозможно.
В вариаторе Volvo 66 еще имелся «парковки», способный блокировать трансмиссию. С 1977 года в универсалах устанавливался стеклоочиститель на крышке багажника.
Volvo выпустила около 106 000 седанов и универсалов 66-й модели. Но на родине автомобиль не пользовался успехом на рынке — слишком нестандартный для поклонников бренда. Так что большая часть моделей продали в других европейских странах.

243
Эта модель появилась благодаря неисправности производственной техники на заводе Volvo в Бельгии. Из-за неполадок оборудование «накосячило» с кузовами. Они получились с одной левой дверью и двумя правыми.
Получилась какая-то химера: с одной стороны — двухдверный седан 242, а с другой — четырехдверный 244!
«Косяк» заметили, производственный процесс прервали, но ограниченный тираж — 30 автомобилей — все же успел получиться. Модели собрали и экспортировали для продажи в Эстонию. Все они были на гарантии Volvo и пользовались спросом.
Это был настоящий эксклюзив — единственное в мире авто с такими дверями!
Владелец Volvo 243, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что 27 этих машин были изготовлены для шведской полиции. Справа на каждой указан номер 244, а слева — 242. Левая сторона была сварена вручную. Он говорит, что автомобили собирали в специальном цехе Volvo, вдали от обычной производственной линии.
Он же утверждал, что это модель 1987 года, но в Эстонию она попала в 1996 году. С 1990 года в Эстонии было очень мало западных автомобилей — продавали только модели советского производства. Поэтому он считает, что эти автомобили не могли попасть в Эстонию в начале 80-х.
Он несколько раз пытался связаться с Volvo по поводу этих автомобилей, но ответа компании не получил.
780
Дебют этого роскошного двухдверного купе состоялся на Международном автосалоне в 1985 году — Volvo решила очаровать Женеву. В следующем Volvo 780 начали продавать в европейских странах, а в 1987-м — в Америке.
Спроектировал авто Марк Дешам, а изготовила итальянская компания
Carrozzeria Bertone из Турина. Модель отличалась несколько иной геометрией, чем стандартные модели серии 700. И выделялась роскошной хромированной отделкой. В хроме было все, что возможно — от оконных рам до бамперов.
Компания непрерывно работала над производительностью автомобиля — за годы производства он сменил несколько моторов, они становились все более мощными.
Последний вариант выпустили с турбомотором 200 л. с. — правда, с ним успело выйти всего 165 автомобилей.
С 1987 года на модель ставилась независимая задняя подвеска, амортизаторы саморегулировались и поддерживали правильный клиренс. Климат-контроль также усовершенствовали.
С 1986 по 1991 год было выпущено 8518 авто 780-й модели. Для серийной машины мало — так что эксклюзив!





