Один из самых примечательных примеров этой «перестройки» — компания Sollers. Может ли российская компания в партнерстве с китайскими коллегами построить собственный автоконцерн, отвечающий ожиданиям современного рынка? Давайте разберемся на примере истории Sollers, их брендов, партнерства с JAC, локализации в Елабуге и новых моделей, которые уже меняют картину на дорогах России.
Корни успеха: от УАЗа до собственных амбиций
История УАЗа тесно связана со всей историей российского автомобилестроения. Завод родился в годы войны и сегодня является едва ли не самой узнаваемой маркой отечественных внедорожников и легких коммерческих машин. Начав с простых, но крайне выносливых машин, УАЗ стал символом полевого транспорта — их машины видели и в Антарктиде, и в горах Кавказа, и в сибирской тайге.
Многие помнят классические модели: УАЗ-469 («козлик»), УАЗ-452 («буханка»), и позже — «Патриот», который стал попыткой попасть в современный сегмент массовых SUV. Водители ценили их за проходимость, простую конструкцию и ремонтопригодность.
Перерождение и новые стратегии
Но время шло, конкуренция росла, а отечественный автопром оказался в числе аутсайдеров: ни качества иномарок, ни современных опций, ни достаточного уровня комфорта. В этот момент судьбоносное значение приобрела компания «Северсталь-авто», начавшая свой путь с цельной закупки и локализации зарубежных моделей, доказывая гибкость и быстроту адаптации к переменам рынка.
В 2008 году фирма переименовывается в Sollers, взяв на себя миссию стать интегратором зарубежных технологий под отечественным брендом. Sollers стал не просто держателем активов УАЗа — это центр консолидации усилий российских инженеров, площадка для экспериментов с локализацией, микроинвестор в перспективные направления.
Компания быстро поняла простую истину: адаптируйся — или уходи. Благодаря стремлению к обновлению, умению договариваться и налаживать связи с крупными зарубежными концернами, она уверенно обосновалась на рынке.
Sollers: что это за зверь
Sollers предпочитал стратегию альянсов. В 2000-х в активе компании были проекты совместной сборки и дистрибуции с Fiat, SsangYong, Ford, Mazda. Открывалась перспектива нарастить технологии внедрения новых моделей, получить доступ к современным силовым агрегатам и системам безопасности.
Эта пластичность позволила Sollers гибко реагировать на любые кризисы: если один партнер уходит — на смену приходит другой, если компоненты перестают поступать — ищут альтернативу. Наиболее успешным стал опыт с Ford, который вылился в локализацию целой линейки коммерческих моделей и создание производственного кластера в Татарстане, а также с японской Mazda, позволившей поднять собственное качество до мирового уровня.
Вектор развития
Sollers не делал ставку только на один бренд или сегмент. Компания инвестировала в образовательные и инженерные программы, активно принимала участие в развитии инфраструктуры и сервисных сетей. При этом оставалась верна духу промышленного предпринимательства: не просто покупать — а дорабатывать, находить лучшие решения, внедрять инновации под свои задачи.
Поворот на Восток: встреча с JAC и открытая карта
В 2022–2023 годах западные автомобильные бренды массово покинули российский рынок, и вопрос доступа к современным технологиям стал особо остро. Sollers оказался в выигрышной позиции: мышление альянса и упор на гибкость помогли быстро переформатировать бизнес. Выбор пал на китайскую компанию JAC — одного из лидеров мирового автопрома, специализирующегося на коммерческом транспорте, кроссоверах, электромобилях.
Как проходит интеграция
Партнерство состоялось не только на бумаге. JAC предоставил современные платформы, силовые агрегаты и электронные компоненты. Инженеры Sollers, в свою очередь, занялись адаптацией: усиливали подвеску, внедряли зимнюю пакетизацию, ставили мощные генераторы и аккумуляторы, делали защиту для внутренних агрегатов. Процесс локализации проходил поэтапно: от крупноузловой сборки — к разбору платформы, замене агрегатов на локальные, внедрению собственного контроля качества.
Первые шаги — Sollers Atlant и Sollers Argo
Sollers Atlant и Argo — коммерческие автомобили, созданные на базе JAC. Их сразу же тепло приняли частные перевозчики, курьерские службы, малый и средний бизнес. Широкая линейка модификаций, просторный салон, современная электроника и экономичные дизели стали аргументами в пользу новых машин перед устаревшими фургонами. И главное — цена: за счет партнерства удалось держать ее на конкурентном уровне.
Елабуга: сердце перемен
Завод в Елабуге — больше не отголосок собиравшихся тут когда-то иномарок, а полностью обновленная индустриальная площадка. Площадь современных корпусов, обновленные цеха, собственные лакокрасочные и сварочные линии, новейшие роботы и автоматизация — все это результат инвестиций последних лет.
Sollers нацелился на степень локализации выше 50%: не просто отверточная сборка, а полный цикл, позволяющий выпускать кузова, компоненты салона, экстерьера и даже некоторые двигательные компоненты. Площадка стала школой для инженеров — здесь развернутые образовательные программы, подготовка кадров, а также эксперименты по внедрению отечественных материалов.
Вокруг завода быстро выросла своя экосистема: новые партнеры-поставщики, сервисные и логистические компании, учебные площадки. Рост связан с госпрограммами поддержки автопроизводства и привлечением новых инвесторов в регион.
Плюсы и минусы владения электромобилем (2025–2030)
|
Плюсы |
Минусы |
|
Низкая стоимость эксплуатации (экономия до 200 000 ₽ в год по сравнению с ДВС) |
Высокая начальная цена (включая утильсбор до 850 000 ₽) |
|
Льготы и субсидии: скидка до 35% на российские EV, налоговые каникулы, бесплатный проезд |
Ограниченная инфраструктура зарядок вне крупных городов |
|
Экологичность: нет выбросов CO₂, поддержка «зелёной» повестки |
Меньший выбор моделей по сравнению с ДВС и гибридами |
|
Бесплатная парковка и зарядка в ряде городов |
Длительное время зарядки (особенно без быстрой зарядной станции) |
|
Более плавный и тихий ход |
Быстрое снижение остаточной стоимости на вторичке |
|
Низкие затраты на обслуживание (нет масла, фильтров, свечей и др.) |
Зависимость от климата: в холод прирастает расход, падает запас хода |
|
Нулевой транспортный налог в 13+ регионах |
Ограниченный пробег на одной зарядке в дешёвых моделях |
|
Господдержка производства и инфраструктуры до 2030 года |
Ограниченная надёжность батареи после 8–10 лет |
Свежий взгляд: модели 2024–2025 годов
2024 год начался с показа новой версии Sollers Atlant с усовершенствованными дизельными двигателями и вариативностью грузоподъемности. Их уже предпочитают эксплуатанты такси, карго-операторы и бюджеты муниципалитетов. Появились версии разных размеров — от компактных фургонов для «последней мили» до тяжелых шасси для строительных нужд.
Sollers Vektor: уникальность для каждого
Vektor — новый городской кроссовер, рассчитанный на динамичный стиль жизни большого города. В этой машине смешались актуальные решения рынка: сенсорные экраны, климат-контроль, ассистенты водителя, мощные мультимедийные системы, автоматика зимнего запуска, интеллектуальная навигация. Платформа китайская, но вся адаптация — российская: подвеска усилена, электроника интегрирована в ЭРА-ГЛОНАСС, салон добротно утеплен.
В 2025 году анонсирован выход семейного минивэна классической европейской компоновки с гибридной силовой установкой, продвинутой системой климат-контроля и новейшим пакетом безопасности. В тестах — полностью электрическая версия для каршеринга и служб доставки.
Почему Sollers решил не бояться слова «китайский»?
Открытость Sollers в вопросе происхождения технологий — ход против тренда. Они прямо говорят: базовая технология и платформа — из Китая, доработка и адаптация — здесь, в России. В этом — честность перед покупателем, а также желание показать: способность к синтезу и переработке чужого опыта способна рождать конкурентоспособный, качественный продукт.
JAC — не просто поставщик запчастей. Он участвует в развитии производственных линий, учит сотрудников Sollers, помогает с логистикой, финансирует инженерные лаборатории. Это двустороннее сотрудничество, где каждая сторона заинтересована в долгосрочном успехе продукта.
УАЗ в новых реалиях
Sollers не пытается радикально переделать «Патриот» или «буханку», понимая: внешний вид этих машин — часть их мифологии и продаж. Но под привычным кузовом идут кардинальные перемены: появляется современная турбированная линейка моторов, АКПП, новые мосты, полностью пересмотрены рабочие места водителя и пассажира. Безопасность и комфорт выводятся на новый уровень при сохранении знаменитой проходимости.
Появились мультимедийные системы, климат-контроль, обогрев руля и лобового стекла, мощные аудиосистемы. За счет интеграции с китайскими агрегатами обеспечивается прирост динамики и экономичности, снижаются эксплуатационные расходы.
Sollers вкладывает средства в образование инженеров, создание новых смежных производств и расширяет сервисную инфраструктуру по стране. Постепенно вырастает экосистема квалифицированных партнеров и специалистов, способных поддерживать машины на уровне мировых стандартов.
Одна страна — один завод? Нет!
Sollers не замыкается на одном регионе: филиалы открываются во многих российских городах — Владивосток, Заволжье, Ульяновск, Набережные Челны, расширяя возможности сервиса и производства комплектующих. Политика децентрализации помогает минимизировать логистические риски и повысить скорость реакции на рыночные изменения.
Sollers предлагает не просто «импортирование» автомобилей, а переосмысление лучших зарубежных решений под российские стандарты и традиции. В этом сочетании местного и глобального кроется шанс не просто выжить, а стать одним из лидеров новой эпохи российского авто.
Динамика рынка электромобилей и утильсбора (2023–2030)
|
Показатель |
2026 |
2030 |
Комментарий |
|
Мировые продажи EV (млн шт.) |
~27 |
40–45 |
Прогноз BloombergNEF/McKinsey |
|
Новые EV в РФ (тыс. шт.) |
5,0–6,0 |
10–15 |
Исследования EY/PwC |
|
Б/у EV в РФ (тыс. шт.) |
+10–20 % рост/год |
+10–20 % рост/год |
Тенденции вторичного рынка |
|
Утильсбор на новые EV (₽) |
750 000 (ориентир) |
≤ 850 000 |
Возможна индексация |
Ближайшие километры: что ждет нас завтра
В краткосрочной перспективе — увеличение объема выпуска, наращивание локализации (с переходом к 70% уже к 2026 году), освоение российского рынка электромобилей с учетом специфики суровых зим, создание новых цепочек поставок и инновационные сервисы поддержки клиентов.
Sollers не боится вызовов: компании предстоит конкурировать не только с иностранными марками, но и с новыми отечественными игроками, искать баланс между ценой и качеством, снижать зависимость от привозных компонентов и работать над имиджем российского автомобиля как современного, надежного, удобного и, главное, своего.




