Почему обороты начинают «плавать»?
Причин нестабильных оборотов может быть несколько, и все они по-своему неприятны для двигателя. Вот самые частые из них.
Подсос воздуха
Если где-то во впуске появилась трещина, слетело кольцо или потрескался патрубок, воздух начинает поступать мимо датчиков. Итог — неправильная пропорция топливно-воздушной смеси, двигатель «дергается».
Регулятор холостого хода (РХХ)
Это тот самый маленький, но важный моторчик, который отвечает за стабильные обороты при отсутствии нагрузки. Если РХХ загрязнен или неисправен, холостой ход становится беспокойным, появляются характерные «качели» на тахометре.
Неисправные датчики
Чаще других «чудят» ДМРВ и датчик положения дросселя. Если они плохо передают данные, топливная смесь постоянно сбивается.
Проблемы в топливной системе
Старые свечи, засоренные форсунки, уставший бензонасос — двигателю просто не хватает топлива или оно поступает неравномерно.
Грязная дроссельная заслонка
На ней со временем появляется налет из масла и пыли. Даже небольшой слой мешает правильной работе механизма, отчего обороты начинаются «гулять».
Как самому вычислить причину?
Попробуйте понаблюдать, при каких условиях появляются нестабильные обороты:
-
Если мотор шалит при включенном кондиционере или фарах — проверьте генератор и электросистему.
-
Если стрелка тахометра скачет без всяких дополнительных нагрузок — причины стоит искать среди впуска, топлива и датчиков.
Вот что можно попробовать своими силами:
-
Слушайте двигатель. Свист или подозрительное шипение под капотом часто указывают на подсос воздуха.
-
Проверьте патрубки и шланги. Ищите трещины, дырки, плохо закрепленные хомуты.
-
Проверьте регулятор холостого хода. Попробуйте снять и аккуратно прочистить его штатным очистителем. Если РХХ «зависает» или не меняет обороты при изменении нагрузки — скорее всего, виноват он.
-
Используйте спрей или дым. Побрызгайте подозрительные соединения очистителем на заведенном моторе: если обороты изменились — здесь подсос.
-
Осмотрите дроссель. Снимите корпус фильтра и протрите заслонку мягкой тряпкой с очистителем карбюратора.
- Диагностируйте датчики. Если есть OBD2-сканер — проверьте ошибки. Визуально осмотрите разъемы и провода, нет ли окислов и повреждений.
Что делать, если нашли причину?
Если вы поняли, от чего «гуляет» стрелка тахометра, можно решить вопрос самостоятельно.
Подсос воздуха
Если нашли трещину или дырку в патрубке, просто замените его — изолента годится лишь для того, чтобы доехать до магазина. Если уплотнитель порвался или старый, ставьте новый, чтобы восстановить герметичность системы и избежать повторного появления проблемы.
Регулятор холостого хода
Снимите РХХ, аккуратно промойте его специальным очистителем для дросселя. Если не помогло — ставьте новый.
Грязная дроссельная заслонка
Чтобы почистить дроссель, снимите корпус воздушного фильтра и распылите специальный очиститель прямо на заслонку. Аккуратно протрите заслонку и вокруг нее мягкой тряпочкой, чтобы убрать грязь и налет. Старайтесь не задевать провода, датчики и другие хрупкие детали. После этого установите все на место и проверьте, как работает мотор.
Неисправные датчики
Датчики массового расхода воздуха и положения дросселя можно почистить средствами для электроники, но если нет эффекта — меняйте на новые.
Проблемы в топливной системе
Форсунки промывают специальной жидкостью или с помощью домашних наборов. Фильтр и свечи просто замените на новые, выбрав подходящий тип и зазор для вашей машины. Если есть сомнения в работе топливного насоса, проверьте давление в рампе или обратитесь к мастеру.
В любом случае после устранения проблемы стоит очистить ошибку в ЭБУ, если есть сканер, и прокатиться, чтобы убедиться, что проблема устранена.
Профилактика — лучшая защита
Чтобы «плавание» оборотов не застало вас врасплох, достаточно не запускать обслуживание:
-
Меняйте топливный фильтр не реже, чем указано в инструкции.
-
Используйте только хорошее топливо — не экономьте на неизвестных заправках.
-
Проверяйте и чистите дроссельную заслонку и РХХ хотя бы раз в год.
-
Регулярно осматривайте шланги и патрубки на предмет трещин и подтеков.
-
Следите за исправностью датчиков и не игнорируйте загоревшийся Check Engine.
-
Меняйте свечи зажигания по регламенту, не дожидаясь пропусков зажигания.
-
Старайтесь не откладывать устранение даже мелких неполадок — чаще всего они перерастают в крупные проблемы.
Когда нельзя заниматься ремонтом самостоятельно
Иногда попытки починить машину самостоятельно могут только ухудшить ситуацию или даже привести к аварии. Если, помимо плавающих оборотов, автомобиль начал терять мощность, глохнуть или издавать странные стуки и свист, не раздумывайте и сразу обращайтесь в сервис. То же самое касается случаев, когда под капотом слышны громкие хлопки, чувствуется сильный запах бензина, дыма или появляется посторонний шум.
Если после самостоятельных попыток что-то исправить двигатель стал заводиться хуже, начал «троить» или вообще перестал запускаться, лучше доверить ремонт специалистам. Это особенно важно, если у вас нет нужных инструментов, опыта или полной уверенности в своих действиях.
Не стоит экспериментировать, если проблема связана с электрикой, электронными системами управления двигателем или на панели загорается множество ошибок, не гаснет Check Engine, а машина глохнет прямо во время движения. Новые иностранные автомобили с большим количеством датчиков и «умных» систем требуют профессионального подхода. В таких ситуациях не рискуйте ни автомобилем, ни своей безопасностью — грамотный специалист поможет избежать лишних трат времени, нервов и денег.
Берегите вашу машину, ухаживайте за ней регулярно и никакие «плавающие обороты» не смогут застать вас врасплох.