Современный автомобиль – настоящий компьютер на колесах. Число различных электронных систем продолжает увеличиваться, а их сложность все возрастает. Сегодня «электронные» поломки стали, пожалуй, более частыми, чем неисправности механические. К чему может привести выход из строя автоэлектроники? Как проверить ее работоспособность? Что такое компьютерная диагностика? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.
Для чего в автомобиле электроника?
Почти для всего. Еще недавно она управляла только двигателем, да еще магнитола в машине попадала под эту категорию. Теперь блоки управления руководят почти всеми важнейшими агрегатами и системами: мотором, автоматической коробкой, электроусилителем руля, тормозной системой, водительскими ассистентами, климатом в салоне, а иногда даже подвеской автомобиля. Про музыку, мультимедиа и некоторые другие устройства, призванные повысить комфорт в авто и говорить нечего.
Как выявить проблему с автоэлектроникой?
Электронные системы достаточно надежны, но и они порой дают сбой. В большинстве случаев это не приводит к остановке автомобиля – в программу управления зашиты аварийные режимы работы. Но если что-то пошло не так, водителя предупредит автомобильная система самодиагностики – на комбинации приборов загорится соответствующий аварийный символ. Это касается, в первую очередь, устройств, прямо влияющих на безопасность: двигателя, тормозов, рулевого управления, коробки, средств пассивной безопасности. Нештатную работу или отказ климат-контроля, или автоматического включения стеклоочистителей можно определить «на глаз».
Критические ошибки электронных систем
Все же есть чисто электронные отказы, которые прямо или с помощью ПДД поставят автомобиль на прикол. Вот некоторые из них:
- Отказ некоторых элементов системы управления двигателем не позволит завести мотор. Хотя в большинстве случаев программа перейдет в аварийный режим, и машина останется на ходу, несмотря на сияющий оранжевый символ неисправности.
- При определенных проблемах с управляющими системами автоматической коробки, диагностика подаст сигнал бедствия, а агрегат включит одну передачу, чтобы можно было потихоньку добраться до места стоянки.
- Полный отказ тормозов и рулевого управления по причине «поехавших мозгов» - огромная редкость. Понятно, что с «вставшей колом» тормозной педалью или неадекватно работающим рулевым усилителем никто никуда не поедет. Но даже горящий индикатор ошибки этих систем считается неисправностью и движение с ним возможно до первого дотошного инспектора.
Что такое диагностика электроники?
По мнению некоторых, это скачанная на телефон программа и купленный в Китае шнур с нужным разъемом. Считать основные ошибки, записанные в памяти ЭБУ такое оборудование и минимальный навык помогут. Но серьезная работа потребует совсем иного оснащения и более глубоких знаний. Недаром автоэлектрик-диагност одна из самых уважаемых и высокооплачиваемых специальностей в любом уважающем себя автосервисе.
Любая диагностика начинается с опроса водителя: какие проблемы с автомобилем, как и когда они проявляются. Опытный электрик характерные неисправности сможет определить уже на этом этапе. Следующий шаг – считывание ошибок - понадобится только для подтверждения диагноза. И хорошо, если все дело в отказавшем датчике, цена которому копейки. Порой неисправность так просто не найти: не ясна ее причина, или дефект плавающий – то появляется без видимой причины, то опять пропадает. А причина есть, и толковый диагност ее будет искать, а не предложит менять по очереди элементы электронной системы. Для этого он может просматривать потоковые данные при работе датчиков и исполнительных устройств, как на месте, так и при движении авто. Логирование – запись данных за определенный период позволит зафиксировать необходимые параметры при обычной эксплуатации авто. Полезная штука для поиска тех самых плавающих ошибок. В сложных случаях приходится демонтировать отдельные элементы управляющей системы или пользоваться дополнительным оборудованием – от банального мультиметра до профессионального осциллографа.
Куда обращаться?
Профессиональные диагностические приборы – это важно, но часто успех диагностики зависит от знаний и опыта мастера, который проводит эту работу. Таких спецов вы найдете в техцентрах компании FAVORIT NOTORS. Услуга диагностики – это только начало. Неисправную систему нужно отремонтировать. И то и другое здешние мастера сделают быстро, качественно и с гарантией.
В заключение напомним, что проверять автоэлектронику желательно не реже одного раза в год. Лучше найти и исправить маленькую ошибку, чем доводить дело до критической поломки.