Как определить признаки неисправности АКПП

13.07.2023
3 мин.
Коптевская, 71 Москва +7 (495) 445-57-50
Контент

Автоматические коробки перемены передач (АКПП) сегодня получили самое широкое распространение. Водить автомобиль с коробкой автоматом легко и удобно – не надо думать о выборе нужной передачи, дергать за рычаг, топтать педаль сцепления. Сейчас существуют автоматические коробки трех типов: вариаторы, роботизированные и гидромеханические. Последние пользуются у отечественных автомобилистов большой популярностью. Их конструкция развивается давно, отработана за многие годы и при правильной эксплуатации такие агрегаты демонстрируют высокую надежность. Но есть у гидромеханических коробок автоматов одна серьезная проблема: АКПП сложны и дороги, их ремонт, а тем более замена стоят больших денег. Поэтому относиться к этому дорогостоящему механизму следует не менее бережно, чем к кузову или двигателю. В случае, если коробка выйдет из строя, цена ее восстановления вас сильно и неприятно удивит.

Об основных признаках неисправности АКПП расскажем чуть позднее, а пока несколько слов об устройстве и принципе работы коробки автомата.

 

Как она работает


Как известно, педали сцепления на автомобилях с АКПП нет, как нет и самого сцепления. Зато есть механизм, именуемый гидротрансформатором. За характерную форму в народе его называют бубликом. Гидротрансформатор позволяет передавать крутящий момент от коленчатого вала двигателя на входной вал автомата без жесткой связи между ними. Кроме того, он умеет изменять момент в определенных пределах, за что и зовется трансформатором. Благодаря ему автомобиль с автоматом плавно трогается с места и не склонен буксовать на скользких покрытиях и бездорожье. На устоявшихся режимах движения, на высокой скорости гидротрансформатор у большинства современных автоматов жестко блокируется с помощью специальной муфты. Это сделано для улучшения динамических характеристик автомобиля и снижения расхода топлива.

Для переключения передач в АКПП применяются конструкции, объединяющие по определенной схеме несколько планетарных редукторов. Сам планетарный редуктор устроен так, что при затормаживании одной из шестерен изменяется его передаточное число.

А кто же эти передачи переключает? Масло, которое в автоматах используется не только для смазки, но и управляет переключениями и часто выступает в роли охлаждающей жидкости. Поэтому масло в коробке находится под давлением, которое создает специальный насос. Включением той или иной передачи заведуют клапаны. На старых коробках они открывались под воздействием давления масла. На современных автоматах с электронным управлением клапанами управляют соленоиды. Такие АКПП имеют свой блок управления (иногда он совмещен с ЭБУ двигателя) и используют для принятия решений данные как от датчиков, установленных на самой коробке, так и от датчиков двигателя и даже антиблокировочной системы.

Исполнительными механизмами являются фрикционные многодисковые муфты (пакеты фрикционов), которые замыкаются под воздействием поршня, на который, в свою очередь, давит масло. Также в конструкции коробки применяются обгонные муфты, которые позволяют передавать момент только в одном направлении и тормозные ленты, подтормаживающие барабаны при включении передач.

 



Что может сломаться


Какие неисправности коробки автомата наиболее распространены? Всего не перечислить, остановимся на самых распространенных поломках. Начнем с простого. Нарушить нормальную работу коробки может низкий уровень масла, его загрязнение или забитый масляный фильтр. Грязное масло приводит к загрязнению каналов и управляющих клапанов. Часто причиной некорректной работы агрегата становится износ пакетов фрикционов. Также к «популярным» неисправностям можно отнести зависание клапанов и отказ управляющих ими соленоидов. Возможен выход из строя подшипников, поломка масляного насоса, разрушение манжет поршней, проблемы с тормозной лентой. Бывают проблемы с управляющей электроникой – «мозгами» или датчиками, изнашиваются шлицевые соединения. Неисправность может заключаться в селекторе выбора режимов работы коробки, неважно механический он или электронный. И это далеко не все возможные неполадки.

 

Сам себе диагност


Все, написанное выше обычный, не увлеченный техникой водитель, знать не обязан, как и методы выявления и диагностики неисправностей. Но основные, типичные признаки возникающих проблем с АКПП запомнить все же стоит, чтобы своевременно обратиться за помощью к специалистам. Каковы же симптомы неисправности автоматической коробки передач?

В штатном режиме автомат работает мягко и плавно, быстро, а главное, своевременно переключая передачи. И не издает при этом посторонних звуков. Поэтому характерные толчки и рывки при переключении должны насторожить. Пинается коробка неспроста. Неважно, происходит это на холодном или прогретом агрегате – такие симптомы требуют срочного разбирательства. Еще один неприятный момент – появление пробуксовки при переключении или в некоторых режимах движения: при троганье с места или на высоких оборотах. Порой машина перестает реагировать на перемещения селектора. Или совсем, или включает передачу (что заметно по легкому пинку), но все равно никуда не едет. Причины такого поведения могут быть разными, но путь указывают один – на автосервис. Как и появление необычных шумов, и уж тем более вибраций в трансмиссии. Порой возникают проблемы с включением некоторых передач: нет задней, или всех передних, или передние есть, но не все. Иногда и вовсе одна остается. А еще неисправная АКПП может «душить» двигатель и увеличивать расход топлива. Также должны насторожить потеки масла на картере коробки и его капли на асфальте после стоянки автомобиля.



 

Слово специалистам


Причиной столь недостойного поведения коробки автомата могут быть самые разные неисправности агрегата. При возникновении любого из перечисленных симптомов необходимо максимально быстро обратиться к профессионалам для проведения диагностики коробки. Ведь самому проверить АКПП и выявить возможную поломку вряд ли удастся.

Первичная проверка вас точно не разорит. Мастер считает ошибки с электронного блока управления, прозвонит электрические цепи, оценит работу агрегата на ходу. Возможно, придется снять поддон – обычно это удается сделать без демонтажа агрегата. Без снятия коробки можно провести еще несколько инструментальных проверок. Демонтаж и разборка АКПП понадобится только в самых сложных случаях.

А дальше – ремонт. Насколько сложным и дорогим он будет во многом зависит от того, насколько своевременно вы определили сбои в работе коробки и обратились за диагностикой и последующим «лечением».

Специалисты технических центров компании FAVORIT MOTORS всегда готовы оценить состояние АКПП вашего авто, провести диагностику и обслуживание автомата, а при необходимости сделать ремонт любой сложности. Но может лучше до этого не доводить и эксплуатировать коробку правильно?

 

Вредные советы


Как мы уже говорили в этой статье, АКПП – агрегат достаточно надежный. Даже самые хлипкие модели при правильной эксплуатации способны пробежать больше 150 тысяч километров. А коробки, которые славятся свой живучестью, ходят без проблем по четверти миллиона и больше. Но существует несколько верных способов быстро привести любой автомат в аварийное состояние и резко сократить его ресурс:

·        Во-первых, никогда не проверяйте уровень масла и не вздумайте его менять. Если уж решились на замену, покупайте самую дешевую жижу.

·        Стартуйте с места максимально резко, давите газ в пол и пользуйтесь только ручным режимом переключения передач.

·        Не обращайте внимания на контрольные лампы неисправности АКПП – пусть себе горят.

·        По возможности добивайтесь пробуксовки ведущих колес – это очень полезно!

·        Если застряли в грязи или в снегу, выбирайтесь враскачку, передергивая селектор из положения Драйв в Реверс и обратно. И обязательно буксуйте посильней.

·        Никогда не прогревайте коробку, особенно в сильные морозы.

·        Не верьте запрету или ограничениям на буксировку, прописанным в инструкции по эксплуатации.

Если вы все будете делать правильно, коробка автомат не проживет и половины ожидаемого срока – вы быстро замучаете ее до смерти. Зато будет повод познакомиться с ребятами из FAVORIT MOTORS.

А если серьезно – не делайте так никогда! И ваша автоматическая коробка будет переключать за вас передачи долгие годы и многие тысячи километров.

Успешно добавлено в избранное
Перейти
Автомобиль добавлен в сравнение
Перейти