Представьте ситуацию: вы спокойно едете по городу, ловите ритм дороги, вдруг — красный сигнал светофора. Жмёте на тормоз... и машина начинает замедляться как-то лениво, вяло, словно нехотя. Не сердце ли в этот момент замирает? Что это было? Почему не среагировала как раньше? В большинстве случаев ответ прост и тревожен — изношенные тормозные колодки.
Да, это не поломка в одночасье. Износ происходит постепенно, исподтишка. Водитель привыкает к изменениям в поведении машины, подстраивается под них — и только когда тормозной путь внезапно становится неприлично длинным, осознаёт масштаб проблемы.

Когда стоит задуматься о замене колодок
Колодки не изнашиваются мгновенно. Это медленный процесс, но очень коварный. Пропустить момент — значит, не просто ухудшить торможение, но и навредить тормозным дискам, а заодно и себе. Как же понять, что пора? Какие сигналы подаёт вам машина?
Признаки, на которые нельзя закрывать глаза
Первое и самое заметное — характерный скрип или скрежет при нажатии на тормоз. Это не просто неприятный звук, а явный сигнал: фрикционный слой колодок стёрся, пора действовать. Ещё один тревожный звоночек — увеличившийся тормозной путь. Машина замедляется хуже, реагирует не так чётко. Заметили вибрацию при торможении? Или машину начало уводить в сторону? Это может говорить о неравномерном износе колодок.
А как насчёт тормозной жидкости? Если уровень стал заметно ниже — это тоже повод насторожиться. Ведь чем тоньше колодки, тем больше жидкости уходит в систему. Всё взаимосвязано.
Через сколько километров менять колодки?
В среднем, передние колодки служат от 30 до 50 тысяч километров. Задние живут дольше — до 80 тысяч. Но стоит ли полагаться только на цифры? Реальный ресурс зависит от стиля вождения, условий эксплуатации и даже вашей манеры тормозить.
Самый надёжный способ не упустить момент — регулярно заглядывать на СТО или осматривать тормоза самостоятельно. Видите, что фрикционный слой стал меньше 3 мм? Это уже красная черта. Дальше тянуть — опасно.
Как вы ездите — так и колодки живут
Вы любите нажать на газ, а потом резко тормозить? Часто ездите по городу с его бесконечными светофорами и пробками? Или, может, регулярно спускаетесь с горных серпантинов? Всё это — испытания для колодок. Они стачиваются в таких условиях гораздо быстрее.Грязь, пыль, камешки на просёлочной дороге — и вот уже фрикционный слой стирается быстрее, чем вы успеваете привыкнуть к новой рутине. А если добавить сюда дождливую погоду и зимние реагенты — вообще получается удар по тормозной системе. Поэтому и говорят: следите за колодками так же внимательно, как за уровнем масла или давлением в шинах.
Как не ошибиться с выбором
Пришло время замены? Не спешите хватать первое, что предложат в магазине. Важно учитывать: марка и модель вашего авто, тип тормозной системы, даже то, как вы ездите — всё это влияет на выбор.
На рынке есть три типа тормозных колодок: органические, полуметаллические и керамические. У каждого — свои плюсы и минусы. Керамические, например, служат дольше и обеспечивают более мягкое торможение, но обойдутся дороже. А ещё они тише. Но подойдут ли они именно вам?
Обязательно сверяйте оригинальный каталожный номер. Это не мелочь, а гарантия того, что деталь встанет на свое место без сюрпризов и доработок напильником.
Что нужно для замены — список без сюрпризов
Собрались менять колодки самостоятельно? Отлично, но подготовьтесь как следует. Вам понадобятся: домкрат, баллонный ключ, набор гаечных ключей или головок, отвёртка, монтировка и плоскогубцы. В некоторых случаях не обойтись без специнструмента для разведения тормозных цилиндров.
Не забудьте про тормозной очиститель, медную смазку и ветошь. Всё это поможет очистить направляющие и суппорт перед установкой новых колодок. Ну и, конечно, защитные перчатки и очки — пыль с тормозов штука вредная, попадёт в глаза или на кожу — будет неприятно.
Безопасность — не пункт внизу списка, а первый в голове
Перед началом любых работ убедитесь, что машина стоит на ровной поверхности. Колёса обязательно зафиксируйте упорами, чтобы она случайно не покатилась. Домкрат — только на прочное основание. А лучше подстрахуйтесь и поставьте машину на опоры. Без них — никуда.
Работать нужно в перчатках. После установки новых колодок не забудьте несколько раз нажать на тормоз — это поможет им правильно встать на своё место. Не делайте этого уже на дороге!
Разберемся пошагово, как менять колодки

Давайте разберём, как правильно заменить тормозные колодки, шаг за шагом. Ведь эта задача, хоть и выглядит простой, требует внимания и аккуратности. Ошибки при установке могут повлиять на безопасность, а значит, эффективность торможения точно пострадает. Так что следуем инструкции и не спешим.
Подготовка автомобиля
Первым делом ослабляем колесные болты — но не откручиваем их до конца. Это важно, чтобы не попасть в неприятности, когда машина будет поднята. После этого, с помощью домкрата, поднимаем автомобиль и фиксируем его на опорных стойках. Лучше перестраховаться и обеспечить полную безопасность перед началом работы.
Снятие колеса и суппорта
Когда автомобиль поднят, можем полностью открутить болты и снять колесо. Откроется доступ к тормозной системе. Дальше находим крепежные болты суппорта — их обычно два, сверху и снизу. Аккуратно откручиваем их и снимаем суппорт. Главное — не тянуть шланг, чтобы не повредить его. Чтобы суппорт не висел на тормозном шланге, можно подвесить его на крючок или закрепить проволокой.
Удаление старых колодок
Старые колодки могут сидеть достаточно крепко, и тут не обойтись без лёгкой помощи. Аккуратно подденьте их с помощью отвёртки или монтировки. В процессе стоит осмотреть направляющие и сам суппорт — если на них накопилась грязь или появилась ржавчина, очистите все элементы с помощью специального очистителя для тормозных систем. Также не забудьте проверить тормозной диск: если на нём появились глубокие борозды или трещины, возможно, пришёл момент для его замены.
Установка новых колодок
Когда старые колодки сняты, пора устанавливать новые. Но перед этим нужно немного развести поршень суппорта — для этого можно использовать специальный инструмент или просто монтировку. Когда поршень сдвинут, устанавливаем колодки на их место и тщательно проверяем, чтобы они сидели ровно. Если хотите избавиться от скрипов, нанесите немного смазки на заднюю сторону колодки (только не на рабочую поверхность!).
Тормозная жидкость
При разводе поршня уровень тормозной жидкости может подняться. Поэтому стоит проверить уровень в бачке. Если он оказался выше нормы, аккуратно уберите лишнее с помощью шприца или трубки.
Сборка и установка колеса
Когда новые колодки на месте, устанавливаем суппорт обратно и закручиваем его крепёжные болты. Затем ставим колесо на место и затягиваем болты крест-накрест, но без излишнего усилия. Не забываем: сильное затягивание может привести к повреждениям. После этого аккуратно опускаем автомобиль с домкрата и окончательно затягиваем колеса с нужным моментом.
Притирка колодок
Теперь важно не спешить и не нажимать на тормоза сильно сразу. Колодки должны «притереться» к тормозным дискам в первые 200–300 км пробега. Постарайтесь тормозить плавно. Для проверки системы сделайте несколько мягких торможений на небольшой скорости. Если после этого появляются странные звуки или педаль тормоза проваливается, стоит ещё раз проверить установку.
Как правильно менять передние и задние колодки
Передние тормозные колодки
- Установите автомобиль на ровную поверхность, включите ручной тормоз и подложите противооткатные упоры.
- Ослабьте колесные болты и поднимите машину домкратом, установив её на опоры.
- Снимите колесо и открутите болты, которые крепят суппорт.
- Аккуратно снимите суппорт и извлеките старые колодки.
- При необходимости очистите направляющие и суппорт от грязи и ржавчины.
- Разведите поршень суппорта с помощью инструмента или монтировки.
- Установите новые колодки, закрепите суппорт и закрутите болты.
- Верните колесо на место, затяните болты крест-накрест, опустите машину и окончательно затяните их с нужным моментом.
- Притирайте колодки плавными торможениями на скорости около 30–40 км/ч.
Задние колодки
- Повторите подготовительные действия: установите автомобиль на ровную поверхность, зафиксируйте его и поднимите домкратом.
- Снимите колесо и найдите крепления суппорта. В некоторых моделях задние тормоза могут быть оснащены стояночным механизмом, который нужно будет ослабить.
- Открутите болты суппорта, аккуратно снимите его и подвесьте, чтобы не повредить тормозной шланг.
- Демонтируйте старые колодки, при необходимости очистите посадочные места.
- Раздвиньте поршень суппорта (в некоторых автомобилях это нужно делать с помощью резьбы).
- Установите новые колодки, верните суппорт на место и закрутите крепления.
- Снова установите колесо, затяните болты.
- После завершения установки задних колодок несколько раз нажмите на тормоза, чтобы поршни суппорта встали в рабочее положение.
А что со стояночным тормозом?

Стояночный тормоз — это не просто деталь, которую мы обычно используем для остановки автомобиля на склоне. Он может работать по-разному. В некоторых автомобилях стояночный тормоз может задействовать либо отдельные барабанные колодки, либо те же самые дисковые колодки, что и для обычного торможения. На первый взгляд может показаться, что всё очень просто, но на самом деле тут скрывается пара интересных особенностей.
Если у вас барабанный стояночный тормоз, то внутри тормозного диска скрывается небольшой барабан с независимыми колодками, которые и приводят в действие стояночный тормоз. В автомобилях с дисковым стояночным тормозом механизм действует немного иначе: натяжение троса сжимает те самые задние дисковые колодки.
После того как колодки меняются, важно не забыть о таком важном моменте, как регулировка натяжения троса стояночного тормоза. Звучит сложно? На самом деле, это необходимо для нормальной работы механизма. Нужно обязательно настроить натяжение правильно, чтобы тормоз работал, как положено, и не вызвал неприятных сюрпризов в дороге.
Регулировка стояночного тормоза
После замены колодок и установки новых важно не забыть правильно настроить натяжение троса стояночного тормоза. В некоторых моделях натяжение регулируется автоматически, после того как несколько раз нажмете на педаль тормоза или ручник. В других случаях придется вручную подкрутить винт, который обычно находится под центральной консолью или рядом с рычагом ручника.
Когда вы регулируете натяжение, убедитесь, что колёса свободно вращаются, а при поднятом ручнике они заблокированы не более чем за 3-5 щелчков.
Прокачка тормозов: нужно ли это?
Вот ещё один момент, о котором часто забывают — прокачка тормозов. После замены колодок обычно прокачка не требуется, но если вы затронули тормозную магистраль, например, при замене тормозной жидкости или снятии суппортов, воздух может попасть в систему. Воздушные пузырьки могут существенно снизить эффективность тормозов, сделав их «ватными». Это явление должно насторожить, потому что если не удалить воздух, тормоза могут отказать в критический момент.
Как прокачать тормоза?
Вот алгоритм действий, который вам точно пригодится:- Подготовка: Поднимите машину на домкрат, снимите колёса и откройте крышку бачка тормозной жидкости.
- Шланг и шланг: Подсоедините прозрачный шланг к штуцеру прокачки первого колеса и опустите его в ёмкость с тормозной жидкостью.
- Откачка воздуха: Попросите помощника нажать на тормоза несколько раз, удерживая их нажатым, пока вы ослабляете штуцер и выпускаете жидкость с пузырьками воздуха.
- Повтор: Повторите действия для всех колёс, следуя указанной схеме.
- Проверка уровня жидкости: После завершения прокачки, не забудьте долить тормозную жидкость до необходимого уровня.
Почему прокачка так важна?
Если в системе остаётся воздух, это может привести к ряду неприятных симптомов: педаль тормоза будет проваливаться, тормоза могут начать вести себя неравномерно или, что ещё хуже, в критический момент не сработают вовсе. Проверка и прокачка системы — это не просто формальность. Это гарантия вашей безопасности.
Советы по обслуживанию тормозной системы

В процессе замены тормозных колодок важно избежать нескольких распространённых ошибок. Например, не стоит забывать про чистку суппортов и направляющих, потому что ржавчина и грязь мешают нормальной работе тормозов. Также не стоит перетягивать болты крепления суппорта — это может повредить резьбу и даже привести к поломке.
Чтобы колодки служили дольше, избегайте резких торможений и не перегревайте тормоза. А также не забывайте периодически проверять уровень тормозной жидкости.
А как же диски?
С дисками всё немного сложнее. Замена их требуется не всегда. Если диски в хорошем состоянии, их можно оставить. Однако если на дисках есть глубокие борозды, трещины или они слишком изношены, их нужно менять. Иногда достаточно просто «освежить» поверхность диска с помощью наждачки или проточки, чтобы новые колодки сели ровно и работали эффективно.
Как правильно заменить тормозные колодки: шаг за шагом
- Шаг 1. Выбор тормозных колодок. Первое, с чего стоит начать, — это выбор подходящих колодок. Здесь важно точно знать марку, модель и год выпуска вашего автомобиля. Да, можно выбрать что-то дешевое, но стоит ли? «Раллийные» или слишком дешевые колодки могут не только не подойти, но и привести к ухудшению торможения. Это не тот случай, когда стоит экономить.
- Шаг 2. Дайте тормозам остыть. Не спешите с ремонтом сразу после поездки. Тормозные диски и суппорты могут быть горячими, и работа с ними в таком состоянии может быть опасной. Подождите хотя бы 10-15 минут, чтобы они остыли.
- Шаг 3. Ослабьте колесные гайки. Перед тем как поднимать машину, ослабьте гайки на нужном колесе. Делать это лучше до того, как машина окажется в воздухе — так вам будет проще открутить их потом.
- Шаг 4. Поднимите автомобиль и обеспечьте безопасность. Теперь можно поднимать машину. Важно установить домкрат в правильную точку, указанную в инструкции. Не забудьте подложить упоры под остальные колеса — это повышает безопасность и предотвращает случайное движение машины.
- Шаг 5. Снимите колесо. Полностью открутите гайки и аккуратно снимите колесо. Лучше всего положить его в сторону, чтобы не повредить или не поцарапать.
- Шаг 6. Открутите болты суппорта. Для этого возьмите подходящий инструмент — не все болты легко откручиваются. Если они сильно прикипели, воспользуйтесь проникающей смазкой и дайте ей немного времени, чтобы подействовать.
- Шаг 7. Зафиксируйте суппорт. Теперь суппорт нужно подвесить. Не стоит оставлять его висеть на тормозном шланге — это может привести к его повреждению. Используйте проволоку или пластиковые хомуты, чтобы надежно зафиксировать суппорт.
- Шаг 8. Снимите старые тормозные колодки. Перед тем как снять старые колодки, сделайте их фотографию или запомните, как они были расположены. Это поможет правильно установить новые. Не забудьте осмотреть тормозной диск — возможно, он поврежден или имеет следы чрезмерного износа.
- Шаг 9. Установите новые колодки. При установке новых колодок помните, что на их заднюю часть следует нанести противоскрипную смазку (но не на рабочую поверхность!). Убедитесь, что колодки установлены правильно, и они могут свободно двигаться.
- Шаг 10. Проверьте уровень тормозной жидкости. После установки новых колодок уровень жидкости может немного повыситься. Поэтому не забудьте проверить, если нужно, долейте.
- Шаг 11. Установите суппорт на место. Возвращаем суппорт на место и затягиваем болты. Делайте это равномерно, но не перетягивайте — чрезмерное усилие может повредить резьбу.
- Шаг 12. Установите колесо и затяните гайки вручную. Пока только наживите гайки, чтобы колесо не болталось. Это сделает дальнейшую работу с машиной проще.
- Шаг 13. Опустите машину и затяните гайки правильно. После того как машина опустится на землю, затяните гайки по диагональной схеме (по принципу «звезды») — это обеспечит равномерное прилегание колеса.
- Шаг 14. Прокачайте тормоза. Теперь самое время несколько раз (15-20 раз) нажать на тормоза, чтобы колодки встали на свое место и восстановился нормальный рабочий ход педали.
- Шаг 15. Протестируйте тормоза. Приготовьтесь к короткому тесту: аккуратно прокатитесь на низкой скорости. Прислушивайтесь к любым посторонним звукам и смотрите, чтобы тормоза работали плавно и без замедлений.
Какие ошибки при замене тормозных колодок могут быть фатальными?
Ошибки в процессе замены могут обернуться серьезными проблемами: от неравномерного торможения до полной потери эффективности тормозной системы. Например, если вы не установите все элементы правильно или забудете о прокачке тормозов, в экстренной ситуации это может привести к катастрофе.
Если у вас нет опыта или подходящего инструмента, лучше не рисковать. В FAVORIT MOTORS мастера быстро и качественно заменят колодки, соблюдая все необходимые правила. Вы можете быть уверены в безопасности своего автомобиля — мы сделаем все за вас! Не ждите, пока поломка остановит вас на дороге — обращайтесь к профессионалам.