Но правда ли это?
Откуда взялся миф о надежности авто премиум-брендов
Считается, что производители премиальных марок и моделей щедро инвестируют в материалы, технологии и конструкторские решения. Они не экономят на металле, новых высокотехнологичных материалах, электронике, сборке и зарплатах сотрудникам. И поэтому их продукция на порядок надежнее аналогичной из среднего и эконом-сегмента.
Плюсы премиальных авто
Качество материалов и долговечность конструкции
Безусловно, качество материалов изготовления машин играет важную роль. Премиальные модели собирают из элементов, рассчитанных на долгий срок службы. Их создают из высокопрочных сталей, магниевых сплавов, алюминия и углеродного волокна высокого качества. Кузова получаются и жесткими, и меньше подверженными коррозии. Например, углепластиковый монокок Lamborghini Aventador способен служить десятилетия, он надежнее конструкций из стали.
Ручная сборка и контроль качества
Массовые модели собираются на автоматизированных линиях — премиальные могут похвалиться ручной сборкой, причем каждый узел проходит тщательную проверку. Когда собирают Rolls-Royce Phantom, его ждет более 800 операций по контролю перед отправкой покупателю. Бренды берегут репутацию — а производственные дефекты легко ее испортят. Поэтому контроль качества очень тщательный.
Запас прочности моторов и КПП
У дорогостоящих автомобилей большой запас прочности моторов и КПП. При массовом производстве важно, чтобы себестоимость модели была как можно ниже — поэтому ряд узлов трудится на пределе возможностей. Ресурсы узлов и агрегатов премиальных машин значительно выше — материалы прочнее, сборка качественнее, системы смазки эффективнее. Например, движки Ferrari работают на сверхвысоких оборотах — и не перегреваются, и не изнашиваются преждевременно.
Передовые электронные системы
Электронная начинка премиальных авто тоже продвинутая — со сложными системами управления, они контролируют перегрузки и сообщают о потенциальных проблемах. Подвески с адаптивными системами «помогают» амортизаторам приспосабливаться к любым дорожным условиям.
Но есть и обратная сторона
Но это, как выяснилось еще в 2012 году, далеко не полная информация о премиальных моделях!
Миф рушится: дорогие авто тоже ломаются
Исследование Warranty Direct 2012 года
В 2012 году британская страховая компания Warranty Direct проанализировала около 20 000 действующих полисов на европейские автомобили в возрасте от 3 до 6 лет. Экспертов интересовали частота и характер поломок. Затем компания опубликовала топ-10 самых надежных и самых ненадежных европейских авто с пробегом.
Выяснилось, что в топ ненадежных попали машинки класса люкс: у Mercedes-Benz SL и CLS часто ломались ось и подвеска, а Bentley Continental GT и BMW 7 Series выделились неполадками с электрикой.
Данные исследования Which? 2017 года
В 2017-м появилось исследование маркетологов из британской организации Which?, занимающейся тестированием товаров и услуг. Было изучено более 50 000 проданных автомобилей разных брендов, учтена их стоимость и количество обращений их владельцев в автосервис.
Оказалось, что в первый год после покупки машины в сервис обращалось 36% владельцев машин стоимостью свыше $65 000. И лишь 25% владельцев бюджетных авто стоимостью около $13 100.
Склонность к поломкам по классам авто
Также эксперты Which? проанализировали склонность автомобилей к поломкам в зависимости от класса. Выяснилось, что в первый год эксплуатации ломаются:
-
35% кроссоверов;
-
34% универсалов;
-
28% спорткаров.
Самыми надежными показали себя компактные городские авто с вероятностью поломок 20–25%.
Рейтинг Warranty Direct 2024 года
Кстати, в 2024 году Warranty Direct снова опубликовала рейтинг самых надежных подержанных автомобилей — топ-15. Его возглавил компактный кроссовер Kia Sportage — не премиальный. А на 7 и 14 позициях оказались доступная продукция Skoda — внедорожник Karoq и кроссовер Yeti.
Стоит ли доверять краш-тестам
Качество и экстремальные испытания
Авторитетные бренды до последних лет не экономили ещё и на контроле качества, исследованиях и краш-тестах. Испытания новых моделей проводятся в самых различных, в том числе экстремальных, условиях.
Например, при испытаниях Mercedes-Benz применяются климатические камеры, где продукцию проверяют в диапазоне температур от -40 до +80°C: выдерживают ли агрегаты и узлы машин такие условия? Бренд Koenigsegg выпускает всего 80 экземпляров суперкара Regera стоимостью 2 млн долларов — и проводит испытания, где машина несётся по искусственным препятствиям, заезжает на бордюры, а ещё по суперкару лупят огромной кувалдой.
В Швеции часты ДТП с участием лосей — и автомобили тестируют на столкновение с этими животными. Авто на скорости в 70 км/ч врезается в макет лося весом 450 кг.
Скандал с японскими автопроизводителями
Но не всё так радужно. Наши автолюбители с 1990-х годов уверены в надёжности японских автомобилей. Однако в 2024 году минтранс Японии провёл масштабную проверку автоконцернов — и уличил целых пять, причём самых известных, в фальсификации результатов краш-тестов.
Кто бы мог подумать, что Yamaha, Suzuki, Toyota, Mazda и Honda допускают нарушения в процессе сертификации? Нарушения были выявлены у 38 моделей (не только авто, но и мотоциклов). Продажи шести из них были приостановлены.
«Японцы» сильно изменились
Да и насчет надежности японских авто российские автолюбители заблуждаются. Машины конца прошлого и начала XXI века действительно славились как неубиваемые. Тогда долговечность была фактически трендом, авто проектировались в расчете на длительную эксплуатацию, с «движками-миллионниками» (с рабочим ресурсом до полмиллиона-миллиона км). В нашу страну «приезжали» Nissan и Toyota, уже намотавшие 200 000 км — и продолжали кататься здесь десятилетиями без капремонта.
Это были авто с прочными чугунными блоками, простой гидромеханикой, минимумом электроники — из области «да тут ломаться нечему». Но с «нулевых» ситуация изменилась!
Автопроизводители осознали: машины с ресурсом 500 000+ км делать невыгодно — покупатели все равно меняют авто через 5-10 лет. Теперь качество и ресурс большей части автомобилей — и это относится не только к «японцам» — рассчитывают на максимум 5 лет интенсивной езды. Даже металл кузовов стал более тонким — раньше японские машины ржавели куда более неохотно.
И вот счастливый автолюбитель, считающий, что купил надежную модель, ездит 3-5 лет… А затем начинаются неполадки, регулярные поездки в сервис — и в итоге покупка нового автомобиля. Законы рынка!
Почему премиальные авто ломаются
Итак, исследования показывают, что машины премиум не надежнее бюджетных аналогов. Они оказываются в сервисе не реже, а то и чаще.
Что интересно: общая надежность премиального автомобиля может быть высокой. И родные комплектующие (стоящие в 10 раз дороже бюджетных аналогичных запчастей) могут работать, годами не требуя ремонта или замены.
Дело в нюансах.
1. Автомобили с «тонкой душевной организацией»
Премиальные бренды стремятся производить мощные, комфортные и экологичные авто. И усложняют их конструкцию до невозможности:
-
Увеличивается количество комплектующих — в том числе имеющих низкий ресурс.
-
Каждый агрегат и узел снабжается чуткими электронными системами.
-
Устанавливаются движки большой мощности.
-
Внедряются сложнейшие технологии.
В результате чем сильнее машина набита компонентами и датчиками, тем выше шанс, что какой-то из них выйдет из строя. Простые бюджетные автомобили ломаются реже — потому что да, в них ломаться особо нечему.
2. Чувствительность к сервисному обслуживанию
Дорогостоящие автомобили требуют от сервиса «плясок с бубном»: должны строжайшим образом соблюдаться регламенты техобслуживания, масло и запчасти требуются только оригинальные.
Премиальный автомобиль не починишь подручными средствами в гараже. Экономия на сервисе, даже если неполадка мелкая, ведет к серьезным поломкам. Нельзя и использовать дешевые аналоги комплектующих вместо дорогущих оригиналов. Массовые модели значительно проще чинить, они не так капризны и часто на них ставятся любые подходящие запчасти. И они, что удивительно, ездят! Пока люксовое авто ждет, пока хозяин накопит на новую оригинальную деталь.
3. Работа на пределе
Владельцы премиальных авто зачастую хотят показать всему миру, что ездят не на «ведре с гайками». Да и хочется испытать все возможности дорогого автомобиля. Поэтому они подвергают своих четырехколесных друзей экстремальным нагрузкам. Внедорожники отправляются чуть ли не в джунгли в сезон дождей, спорткары гоняют на предельных скоростях… А вот об уходе за автомобилем после таких нагрузок владельцы заботятся не всегда.
Турбированные движки начинают сбоить, подвеска убивается, кузова ржавеют… Если эксплуатировать самые дорогие авто в жестких условиях и плохо ухаживать за ними, сервис придется посетить раньше, чем планировалось!
4. Долгий срок службы
Авто премиальных брендов покупают в расчете на эксплуатацию годами. И они нередко служат действительно долго. Но — только первому владельцу. У следующего уже появляются сложности с машиной.
Любопытно, что многие дорогие автомобили продаются с небольшим пробегом — но при этом уже являются проблемными. Обычно причиной является использование машины в городских условиях, где она бесконечно стартует и тормозит, торчит в пробках с включенным движком. Пробег маленький, а авто изнашивается.
5. Прочие причины
Для премиальных автомобилей есть и другие возможности часто отправляться в сервис. Встречаются, например, еще и заводские дефекты. Если модель в линейке первая — они вполне возможны даже у машин самых авторитетных брендов.
Далее последуют обновления, производители учтут ошибки и устранят их. Но если у вас первый представитель семейства, возможно, он «сырой».
Правда, некоторые люксовые автомобили в нескольких поколениях выпускаются с недочетами. Например, «генетический дефект» дорогих Range Rover — пневмоподвеска, доставляющая владельцам много неприятных минут.
Вывод? Следует помнить: самая дорогая техника все равно не становится волшебной и не обладает скиллом неубиваемости. В технически сложной конструкции всегда есть чему сломаться.




