Суровые зимы — настоящее испытание на прочность для автотранспорта. Точнее, для его важнейших элементов — мотора и аккумулятора. Подробно рассмотрим, почему нужно утепление моторного отсека зимой, какие есть варианты, а также плюсы и минусы каждого из них.
Что происходит с мотором при холодном пуске
Когда вы запускаете движок «на холодную», он быстрее изнашивается, к тому же растет расход топлива — до ½ л бензина за один пуск. Также при запуске при сильных минусах портится масло, страдают резиновые компоненты движка. Его рабочая температура — 70-80°С. При температуре ниже нуля движку необходим прогрев. Из-за его переохлаждения:
- топливно-воздушной смеси сложнее формироваться;
- густеет моторное масло;
- металл сжимается, увеличивая зазоры между комплектующими.
Почему зимой двигатель быстрее изнашивается:
- Узлы получают смазку не сразу, механизмам приходится некоторое время работать «на сухую», а трение им вредно.
- При холодном запуске аккумулятор отдает много заряда — на 70%, а то и 80% больше, чем в штатном режиме. При этом он работает с перегрузками — из-за слишком густого масла не прокручивается маховик, некорректно работают стартер и коленвал.
- В бензиновом движке топливо не испаряется нормально, холодный воздух слишком плотный. Затруднено воспламенение рабочей смеси.
- Поджиг холодного топлива происходит не в его газообразном, а в жидком состоянии. Оно скатывается по стенкам цилиндра, смывая масляную пленку.
- Если температура снижается до −25°С и ниже, резиновые компоненты трескаются и начинают пропускать рабочие жидкости.
Если вы регулярно практикуете холодный пуск, готовьтесь к капремонту или замене мотора и прочих ключевых узлов. Утепление моторного отсека поможет избежать расходов.
Способы утепления двигателя
Водители применяют разные способы утеплить моторный отсек. Рассмотрим, какие конкретно и как они работают.
Автозапуск
Некоторые водители считают дистанционный запуск авто способом, помогающим продлить срок службы движка. Но это не метод его утепления! Вы просто садитесь в теплую, уже прогревшуюся машину. Износ компонентов движка при холодном запуске все равно с вами. Так что запускайте авто, чтобы салон стал теплым, но движок утепляйте отдельно.
Заслонки на радиатор
Этот аксессуар нужен для блокировки элемента охлаждения мотора. Таким образом, мотор быстрее прогревается и медленнее остывает.
Вебасто
Так — по названию самого известного бренда — у нас называют предпусковые подогреватели жидкостного типа. Они способны на одновременный прогрев и силового агрегата, и салона. Размещают устройства под капотом, с подключением к системе водяного охлаждения. Нагретый воздух идет по воздуховодам авто. Система нагрева запускается таймером.
Это хороший и удобный способ обогрева движка после морозной ночной стоянки. Вебасто можно запускать и дистанционно. Они практически не шумят и экономичны.
Подогреватели теплового типа
Работают они так: устройство, напоминающее «термос» с антифризом, встраивают в систему охлаждения, непосредственно в контур. Антифриз способен сохранять тепло на протяжении нескольких часов в мороз. Перед запуском движка электронасос прокачивает через систему теплый антифриз, и вы стартуете легче, чем при холодном пуске.
Эти подогреватели дешевле Вебасто, их проще установить.
Электроподогреватели
Это своеобразные «электрочайники» — принцип работы схожий. В систему охлаждения — а именно, в нижний сегмент контура — встраивают нагревательный элемент. Он подогревает антифриз, тот циркулирует в системе благодаря конвекции. Но работают электроподогреватели от сети — обычной, бытовой, 220В.
Этот вариант тоже дешевле Вебасто и не нагружает аккумулятор авто.
Автоодеяла
Эти аксессуары в виде многослойных матов работают в качестве пассивного утеплителя — они не нагревают моторный отсек, им нечем. Но сохраняют тепло.
Автоодеяла делают из:
- войлока. Он хорошо удерживает тепло, самый бюджетный вариант из всех. Но войлок пожароопасен, может загореться, если температура превысит +300°С;
- стекловолокна. Сохраняет тепло отлично, выдерживает нагрев до +700-800°С, но стоит дороже войлока;
- муллитокремнеземистых материалов. Сложное слово, проще — волокна из оксида кремния и алюминия. Они устойчивы и к химическим воздействиям, и к нагреву — выдерживают до+1200-1300°С. Самый дорогой, но наиболее безопасный вариант.
Часто на теплоизоляционные материалы автоодеял наносят зеркальную пленку, отражающую тепло. Прошивают их особо прочной синтетической нитью. Дополнительный плюс автоодеял — они немного шумоизолируют.
Автоодеяло — самый простой способ утеплить двигатель, прогревать его быстрее и не позволять ему слишком быстро остывать. Никакой установки оно не требует — вы просто накрываете им подкапотное пространство. Соблюдайте ряд несложных правил:
- Одеяло подбираете по размеру. Измерьте рулеткой подкапотное пространство. Производители предлагают автоодеяла стандартных размеров: большие L (160×90 см), средние M (140×90 см) и маленькие S (120×80 см). Одеяло должно поместиться полностью, не образуя складок, без подворотов краев.
- Помойте моторный отсек. Иначе материал соберет всю грязь на себя — и пылищу с движка, и электролит с крышки АКБ, и масляные пятна с заливной горловины.
- Положите одеяло на движок так, чтобы оно не влезло в движущиеся узлы — это относится к ремням и вентиляторам охлаждения.
- И пусть автоодеяло не соприкасается с раскаленными компонентами мотора. Осторожнее с выпускным коллектором — он греется до +1000 °С и выше. Да, его закрывает кожух, но он все равно раскаленный.
Заметьте: размещение этого коллектора зависит от того, как скомпонован движок. Если продольно — нет проблем, выпуск внизу, одеяло с ним не соприкоснется.
Но есть и поперечно расположенные движки, особенно рядные. У них коллектор сверху, в центре моторного отсека. Если нет крышки из пластика, автоодеяло при закрытом капоте ляжет прямо на раскаленный экран. В этом случае безопаснее не использовать его.
Если одна сторона автоодеяла фольгирована, располагайте его фольгой сверху — она проводит ток. Если коснется клемм АКБ — может замкнуть.
Автооодеяло оптимально использовать, если у вас несколько кратких поездок в день, а промежуточно стоит машина не дольше 3-4 часов. Но за ночь движок даже с одеялом остынет полностью.
Убирайте автоодеяло, если на улице -10°С или теплее.
Плюсы утепления моторного отсека автомобиля
Утеплять двигатель рекомендуют по целому ряду причин:
- Вы экономите топливо и время при прогреве авто.
- Легко запускаете мотор. С уже подогретым маслом и прочими компонентами он запустится охотно и быстрее войдет в оптимальный рабочий режим.
- Быстрее греется салон благодаря теплу из моторного отсека.
- Создаются комфортные условия для работы самых важных агрегатов и узлов.
- Смазочные материалы и масло защищены от загустения.
- Утепление двигателя защищает капот от образования наледи.
И, конечно, главный плюс утепления моторного отсека — это снижение износа движка. Детали трения, система смазки и поршневая группа не испытывают такой нагрузки, как при холодном запуске.
Минусы утепления двигателя
У каждого метода утепления есть недостатки:
- Заслонку на радиатор не стоит применять, если на улице теплее, чем -10°С. И совмещать с другими методами утепления. Иначе движок может «закипеть». Заслонка — способ популярный, но на практике малоэффективный, с ней тепло все равно уходит из-под капота. Ее применение оправдано разве что в очень холодных регионах, где зимняя уличная температура -40°С и ниже.
- Вебасто сильно расходует топливо и дорого стоит. А чтобы он работал безотказно, ваша АКБ в авто должна быть и мощной, и полностью исправной.
- Подогреватели теплового типа держат тепло только несколько часов. И тоже зависят от хорошей работы АКБ, как и Вебасто.
- Электроподогреватели подходят вам, если на паркинге вы можете подключаться к электросети.
- Все подогреватели лучше не устанавливать самостоятельно — пусть это сделают в сервисе.
- Автоодеяла, даже сделанные из пожаробезопасных материалов, могут вспыхнуть — если пропитаются маслом с заливной горловины. Поэтому их делают светлыми — чтобы вы могли контролировать их чистоту. Если заляпали маслом — использовать одеяло уже нельзя. А при покупке не гонитесь за дешевизной — некачественный товар неизвестного бренда тоже может быть пожароопасным. Покупайте только сертифицированную продукцию, читайте отзывы.
Но главную опасность создают народные методы утепления моторного отсека — когда движок утепляют подручными средствами. Каким-то непонятным (не огнеупорным) войлоком, картоном, вспененным полиэтиленом и даже обычными старыми одеялами — они и накапливают влагу (она вам под капотом точно нужна?), и легко загораются. Так что не экспериментируйте — такая экономия обойдется куда дороже, когда придется спасать машину с пожаром под капотом.




