После того как почти все западные и многие восточные производители автомобилей дружно ринулись вон из России, на автомобильном рынке нашей страны остались только отечественные марки и китайские автомобили. Сборочные заводы встали, ввоз автомобилей из-за рубежа практически прекратился, дилеры распродавали остатки со складов. В итоге образовался дефицит новых автомобилей. Чтобы насытить рынок, и поддержать автодилеров правительство разрешило привозить в страну машины по параллельному импорту. Кстати, такая схема работает не только с автомобилями, но и с запасными частями, и с другими товарами.
Почему параллельный?
Сложно сказать, почему поставка авто минуя официальных импортеров называется параллельным импортом, а не серым или альтернативным. Ведь мы не открываем параллельный официальному канал ввоза, а пытаемся заменить его.
Раньше автомобили привозил в Россию официальный импортер бренда. Обычно это было представительство зарубежной автомобильной компании. Далее машины поступали в розничную продажу через сеть официальных дилеров марки. Через дилеров, под контролем представительства, продавались и авто, собранные в нашей стране. Понятно, что компании были заинтересованы в максимальном контроле над продажами и выступали против серого импорта. Он был запрещен законом.
Согласно новым документам ввозить товары, в том числе и новые иномарки, без согласия производителя или правообладателя можно. Этой возможностью пользуются как физические, так и юридические лица. Машины приобретаются у продавцов за границей, проходят таможенную очистку и продаются россиянам.
Так это же сложно и дорого! Увы, да… И цена – не единственная проблема параллельного импорта.
Проблемы параллельной схемы
Более длинная цепочка перепродаж и сложная логистика сказываются на конечной цене авто не лучшим образом. А еще юридические лица, которые ввозят партии машин, должны получить на них документ, именуемый Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), что тоже стоит денег и немалых. Плюс обязательная установка системы ЭРА-ГЛОНАСС. Так что цены на «параллельные» авто, ввезенные строго по закону, низкими не будут.
Автомобили по схеме параллельного импорта чаще поставляются из Азии, где всегда тепло. А значит о российских, северных комплектациях придется забыть. Зачем арабскому водителю более мощный обогреватель салона, аккумуляторная батарея повышенной емкости или подогрев всего, чего только возможно?
Если на «официальные» машины гарантию давал производитель, то на авто, поставленные по параллельному импорту, ее может предоставить только продавец. Причем на своих условиях. А может и вовсе не предоставить.
Есть ли плюсы
Есть, конечно. И основной – возможность ввозить автомобили, которые официально к нам не поставлялись. Но и тут не обошлось без ограничений. По параллельному импорту можно поставлять не все что угодно, а только машины тех марок, которые разрешает правительство. Эти списки регулярно корректируются.
Состояние и перспективы
Параллельный импорт автомобилей в России в 2023 году вряд ли сделает погоду на рынке. Машины уже везут: кто-то штучно или даже под заказ – обычно это очень дорогие авто люкс-класса. Кто-то партиями привозит автомобили попроще, но это все равно не самые дешевые модели. Заметных поставок популярных бюджетных авто пока что-то не видно – не выгодно!
Поставки «параллельных» автомобилей наверняка будут расти, а ассортимент ввозимых моделей расширятся. Возможно, и до дешевых машин дело дойдет, пусть они и не будут уже столь доступными. И продавцы надежные в «дружественных» странах найдутся, и логистические цепочки будут оптимизированы. Есть, правда, одна проблема.
Если производитель не хочет продавать свой товар в Россию официально или боится это делать, то он будет всячески препятствовать и параллельным поставкам. Как? Да очень просто. Можно на уровне компании ограничить квоты на авто тем, кто перепродает их нам. А можно и вовсе, на государственном уровне, ввести вторичные санкции против стран, которые не хотят прекращать сотрудничество с Россией.
Если такое случится, бизнес, конечно, будет искать новые возможности для поставки автомобилей. Но это новые партнеры, новая логистика и… новые цены.
Где они продаются
Чтобы приобрести автомобиль, ввезенный в нашу страну по схеме параллельного импорта, совсем не обязательно обращаться к частнику или искать специальный автосалон. Такими машинами, на совершенно законных основаниях торгуют официальные дилеры. Зайдите в один из салонов компании FAVORIT MOTORS и сами все увидите.