Автомобильный мир охватила электрическая эпидемия. Компании производители объявляют о скором отказе от производства моделей с двигателями внутреннего сгорания, выпуск электромобилей растет ударными темпами. Продвинутые в зеленой повестке страны обещают вот-вот запретить продажу не экологичных дизельных и бензиновых машин. Россия таких радикальных решений не принимает, но тему электромобилей тоже активно развивает. На рынке появляются новые модели электрокаров, как китайские, так и собранные в нашей стране. Владельцам таких авто предлагаются различные льготы и преференции. Скоро все будут ездить на экологически чистом транспорте, перестанут загрязнять окружающую среду и настанет всеобщая радость и счастье! Так ли это?
Вредные ДВС
Недостатки двигателей внутреннего сгорания давно и хорошо известны. Они потребляют углеводородное топливо, а запасы нефти на земле ограничены и, по разным оценкам, раньше или позже закончатся. Добыча и переработка углеводородов приносят ущерб окружающей среде. А выхлопные газы автомобилей вредят ей еще больше. Экологические требования постоянно ужесточаются, что заставляет инженеров все более усложнять конструкцию автомобилей.
Все борются за чистоту природы, но мало кто готов поступиться соображениями престижа при покупке авто. Стосильную машину меняют на двухсотсильную и при этом мечтают о трех сотнях лошадей под капотом… А бедные производители должны крутиться, чтобы и продажи не упали и в требования уложиться. Объем двигателей в последнее время имеет тенденцию к снижению, а мощность как минимум не падает, а то и продолжает расти. А значит повышаются удельные показатели и… снижается надежность. Чудес в технике не бывает – мотор с меньшей литровой мощностью при прочих равных будет иметь больший ресурс. А проблемы с надежностью обязательно скажутся на популярности марки среди потребителей. Что же делать? Электромобили!
И полезные электромоторы
Очень вовремя технологии производства аккумуляторов достигли того уровня, который может обеспечить электромобилю более-менее достойный пробег на одной зарядке батареи. Теперь можно отказаться от дефицитного и вредного жидкого топлива. Ведь электромотор тем и хорош, что не загрязняет атмосферу. Да и экологические требования на электрокары не давят – можно и дальше наращивать такую желанную мощность. Почему-то среди уже производимых и ожидаемых электрических моделей не много дешевых и доступных компактных машин. К тому же авто с электроприводом заметно дороже своего бензинового или дизельного одноклассника. Для производителей это выгодно, особенно при законодательном ограничении или запрете ДВС. Зато зарядка батареи дешевле заправки жидким топливом.
Говоря о сплошной пользе электромобилей, как-то в стороне оставляют вопрос получения, передачи и хранения электроэнергии. Будто она берется сама, из воздуха. А ведь львиная доля электричества вырабатывается на тепловых электростанциях, которые сжигают уголь, газ или мазут. Экологичность атомной или гидроэнергетики тоже вопрос спорный. Провода линий электропередач, электромоторы и тяговые аккумуляторы требуют огромного количества цветных металлов. Их добыча и производство, мягко говоря, недружелюбны к природе. Кто бывал в Норильске или Никеле, тот все видел…
Область применения
Отвлечемся от глобальных проблем и посмотрим на электромобиль глазами покупателя, причем нашего, российского. Основных проблем видится две: высокая цена электрических машин и их ограниченный пробег без подзарядки. Последнее усугубляется тем, что зарядные станции у нас не стоят в каждом дворе и на каждом углу.
Цена – вопрос непростой. Что для одного дорого, другому – копейки. Все зависит от толщины кошелька. Недаром начальный период электрификации автомобилей в России разделил приверженцев таких машин на две группы. Одни покупали по дешевке подержанные японские электромобили, а другие ездили на самых дорогих и престижных электрических моделях.
А вот с пробегом и инфраструктурой для быстрой зарядки батарей все достаточно печально. Заявленные производителем километры, которые можно проехать на одной зарядке, цифра практически недостижимая. Особенно в нашем холодном климате. Батареи имеют неприятное свойство терять емкость на морозе. Их, конечно, можно подогревать, но за счет энергии, запасенной в самой батарее… Строительство широкой сети зарядных станций дело не дешевое и не быстрое, особенно учитывая просторы нашей страны.
Получается, что электромобили сегодня без особых проблем можно применять при ограниченных дневных пробегах и при возможности регулярной зарядки. Ведь практически любой новый современный автомобиль на электротяге сможет пробежать пару сотен километров даже в самых неблагоприятных условиях. Этого достаточно для служебных машин различных ведомств и компаний, такси, служб доставки. Особенно при организации зарядки по месту стоянки таких авто.
Многие частные владельцы не используют свои машины для дальних поездок, эксплуатируя их в режиме дом-работа- дача-торговый центр. Почему бы таким не ездить на электромобиле, если есть где его заряжать? А вот пробег из Москвы в Тобольск, да еще зимой, пока лучше совершать по старинке, заправляясь на привычных АЗС.
Какое место займут электромобили на российском авторынке покажет время. Но уже сегодня купить такое авто может любой желающий. Представляем краткий рейтинг электромобилей в России. Итак, топ-5 электромобилей 2023 года:
Evolute i-Pro
Переднеприводный седан китайского происхождения, сборка которого налажена в Липецке. Привод - передний, мощность электромотора - 150 лошадиных сил, что позволяет разгонять автомобиль Evolute i-Pro до «сотни» за 9,5 секунд. Максимальная скорость – 145 километров в час. Батарея емкостью 53 кВт*ч обеспечивает 433 км пробега на полной зарядке.
Evolute i-Joy
Еще один автомобиль от того же производителя. Электрический переднеприводный компактный кроссовер Evolute i-Joy может пробежать на полностью заряженной 53-киловаттной батарее 407 километров. Мощность электромотора – 163 лошадиные силы. До ста километров машина разгоняется за 8,9 секунды, а ее максимальная скорость ограничена отметкой 145 км/ч.
Москвич 3e
Очередной представитель популярного класса небольших кроссоверов. И тоже отечественной сборки. Производят машину, как понятно из названия, в столице нашей родины. Мощность электрического двигателя – 193 лошадиные силы, максимальная скорость – 140 км/ч. Заявленный пробег на одной зарядке аккумуляторной батареи – 410 километров.
JAC iEV7S
И снова маленький кроссовер с передним приводом. На этот раз настоящий, чистокровный китаец. Скромный автомобильчик не поражает своими характеристиками. Максимальная мощность – 115 лошадиных сил, разгон от 0 до 100 км/ч занимает 11 секунд, скорость ограничена 130 километрами. Пробег на полностью заряженной батарее скромный – всего 280 км.
Voyah Free
Автомобиль для тех кто хочет побольше, побогаче, помощнее и любит разнообразие. Полноприводный китайский кроссовер мощностью 488 лошадиных сил достигает ста километров в час всего за 4,7 секунды. Максимальная скорость – 200 км/ч. Пробег базовой версии EV на одной зарядке – 500 километров. Есть еще модели EVR и EVR LONG RANGE с увеличенным до 674 или 800 километров запасом хода. Для этого им приходится возить с собой полуторалитровый бензиновый турбомотор, который крутит генератор и подзаряжает батарею. Так что чистыми «электричками» эти версии назвать нельзя – воздух они все же загрязняют.