На вторичном автомобильном рынке регулярно появляются предложения, которые привлекают покупателей низкой ценой. Вроде бы и автомобиль в хорошем состоянии, но стоимость его заметно ниже других схожих вариантов. Опытные автомобилисты относятся к таким «подаркам» с опаской: может с документами непорядок, может следы тяжелой аварии умело замаскированы. А вдруг это автомобиль-утопленник? И такие случаи тоже бывают…
Кто его утопил?
Чаще всего машины попадают в воду во время природных катаклизмов: штормов, ураганов, наводнений. Иногда причины бывают техногенными – затонул, например, корабль-автовоз. А еще утоплению авто очень способствует человеческая глупость. Один решил через лужу проскочить, а там глубина полтора метра. Другой полез на своем внедорожнике в болото или сунулся речку вброд переехать. Рыбаки по льду на авто катаются, не думая о возможных последствиях.
Отсюда и степень утопления может быть разной, как по глубине, так и по времени нахождения в воде. Да и вода мажет быть пресной или соленой, чистой или грязной. Так что утопленники бывают разные. Одни не слишком глубоко погружались в чистую речку, а другие побывали на дне соленого моря или плавали по крышу в болотной жиже.
Как вычислить утопленника?
Свежеутопленный автомобиль несложно определить на вид, причем с первого взгляда, но кто же такой станет продавать? Хитрый продавец постарается тщательно замаскировать все последствия случившейся катастрофы. Здесь многое зависит от того, где и как плавала машина. Если не глубоко и в чистой воде, то ее достаточно тщательно просушить и поменять технические жидкости, в которые могла попасть влага. Соль, песок, грязь вывести куда сложнее – последствия их проникновения в нутро автомобиля удалить полностью сложно. Поэтому обращаем внимание на затхлый запах в салоне, грязные или белые солевые разводы на обивках, аномально окисленные электрические контакты. Еще один признак – активная коррозия деталей кузова на относительно новом автомобиле. Причем искать признаки утопления нужно в самых потайных местах, откуда их не смогли или просто поленились удалить. Необычные или слишком массовые проблемы с электрикой или электроникой тоже помогут определить «мокрую» машину.
При любом подозрении нужно проверить масло во всех агрегатах трансмиссии и в двигателе. Если там есть вода или белая эмульсия, то скорее всего авто плавало. Кстати, стоит залезть туда, где заложена консистентная смазка: в ШРУСы, шаровые опоры – под пыльниками воды быть не должно.
Основные проблемы машин-утопленников
Здесь стоит выделить четыре основные группы проблем:
- Попадание воды (особенно морской или грязной, с песочком) внутрь двигателя и других агрегатов крайне негативно скажется на их ресурсе.
- Мокрый салон, как бы его не сушили и чистили, может, со временем, потерять товарный вид. Да и запах тины и сырости вернется, как его не маскируй.
- Электрическим и электронным системам влага, особенно соленая, противопоказана. Грязные, окислившиеся контакты могут превратить авто в новогоднюю елку, мигающую всем, чем только можно или просто его обездвижить. Пожар – худший из возможных исходов.
- Ржавчина на металлических деталях не только испортит внешний вид авто, но и сделает ответственные «железки» менее прочными.
И это только главные, базовые риски. Про «мелочи» типа мутных фар, испорченных резиновых деталей, быстрого износа шарниров подвески, воды в топливной системе можно рассказывать долго.
Из каких стран везут утонувшие автомобили?
Чаще всего они попадают к нам из Юго-восточной Азии (Япония, Корея) и из южной части США. Именно там нередки тайфуны, штормы, цунами и прочие малоприятные природные явления. Да и машины оттуда везут морским транспортом. Достаточно утопленников и на родном российском рынке: кто-то под лед провалился, где-то реки вышли из берегов. В этом году можно ждать наплыва мокрых авто из многострадального Оренбуржья, которое затопило аномальным паводком.
Стоит ли брать авто-утопленник?
По-честному его можно купить, наверно, только за границей – в той же Японии на аукционах подводное прошлое авто обычно не скрывают и на оценке лота оно прямо сказывается. Наверно, и у нас есть честные люди, которые отдадут утопленника за бесценок, на запчасти или под восстановление. Но у них его наверняка перекупят жулики с целью «подшаманить» и перепродать втридорога. Солидные дилерские салоны работать с таким товаром не станут – репутация дороже. И попадет он в сомнительные шоурумы или на дикий вторичный рынок.
Связываться с утопленными машинами большинству простых граждан противопоказано. Если вы, конечно, не гуру диагностики и авторемонта, который может четко оценить масштаб бедствия и с относительно малыми затратами, своими руками, привести авто в порядок. В остальных случаях риски получить вместо спокойного вождения череду непредсказуемых поломок слишком велики. Поверьте, эксплуатация такого чудо–приобретения радости вам не доставит.