1. Pontiac Aztek (2001–2005)

Дизайн Aztek часто называют собранием несочетающихся элементов. Прямые линии грубо налегают на закругленные формы, зад запилен почти под прямым углом, а двухъярусная оптика выглядит инородно. Это был продукт маркетинговых компромиссов: дизайнеры хотели сделать Aztek универсальным кроссовером, но количество «наворотов», например, дополнительные пластиковые панели, асимметричные окна, сделало его визуально перегруженным.
Продажи Pontiac Aztek
Aztek стал коммерческим провалом — ежегодно продавалось меньше запланированного объема. За все время было реализовано примерно 120 тысяч машин, что крайне мало для этого класса.
Сегодняшняя ситуация Pontiac Aztek
Автомобиль давно снят с производства. На рынке подержанных авто Aztek встречается довольно часто, особенно в США, но спрос на него небольшой. Он интересен скорее коллекционерам редкостей или фанатам сериалов, например, из-за «Во все тяжкие».
Модификации Pontiac Aztek
Pontiac пытался освежить дизайн в последние годы выпуска: уменьшили количество пластиковых деталей и слегка изменили форму передней части. Но это мало повлияло на восприятие.

2. Chevrolet SSR (2003–2006)

Попытка объединить родстер, пикап и ретро-стиль привела к нарушенным пропорциям. Огромная пластмассовая морда, грузная корма, необычная линия крыши делали SSR спорным для большинства покупателей. Многие считали его «игрушкой» для взрослых.
Продажи Chevrolet SSR
SSR также продавался слабо — всего около 24 тысяч машин вышло с конвейера. Завод GM был закрыт сразу после завершения выпуска.
Сегодняшняя ситуация Chevrolet SSR
SSR постепенно стал коллекционной машиной, и некоторые экземпляры продаются по довольно высокой цене. Но ни о какой массовой популярности речи не идет.
Модификации Chevrolet SSR
Chevrolet делал лишь минимальные косметические изменения: новые цвета, отделка. Попыток радикально поменять дизайн не предпринималось.
3. AMC Pacer (1975–1980)

Причудливый, утрированно выпуклый дизайн вызван желанием обеспечить максимум пространства внутри. Машина получилась широкой при небольшой длине, с гигантскими окнами и бочкообразным профилем, напоминающим аквариум на колесах.
Продажи AMC Pacer
Первое время Pacer продавался относительно успешно, но спустя пару лет интерес угас — всего произведено около 280 тысяч штук. Уже к 1978 году продажи сократились вдвое, а в последние годы выпуска автомобиль покупали неохотно даже по скидкам.
Сегодняшняя ситуация AMC Pacer
Сейчас Pacer практически исчез с дорог, встречается только на выставках олдтаймеров или у фриков-коллекционеров. Купить его можно, но это редкость.
Модификации AMC Pacer
AMC предпринимала попытки изменить внешность: была версия Pacer Wagon, но изменения коснулись в основном задней части авто, фронтальная часть осталась спорной. Например, у Pacer Wagon удлинилась крыша и появился грузовой отсек, но характерная «аквариумная» форма спереди сохранилась без изменений.

4. Chrysler PT Cruiser (2000–2010)

Дизайн создавался в стиле ретро и должен был напоминать автомобили 1930-х годов, но линии корпуса были слишком раздутыми, а пропорции — несуразными по меркам нулевых. Крыша казалась очень высокой, колесные арки чрезмерно круглыми, впереди — «лягушачья» физиономия.
Продажи Chrysler PT Cruiser
Поначалу PT Cruiser был даже популярен, особенно в США. За первые годы разошлось более миллиона машин. Но спустя 3–4 года ажиотаж полностью исчез, продажи резко упали.
Сегодняшняя ситуация Chrysler PT Cruiser
Автомобиль часто встречается на вторичном рынке, недорого стоит. О популярности говорить не приходится, машину часто покупают в виде дешевого транспорта.
Модификации Chrysler PT Cruiser
Chrysler выпускал версии GT и кабриолет — последний в теории должен был улучшить восприятие, но внешний облик оставался спорным. Даже у кабриолета широкая и низкая линия остекления с массивными дверями вызывала неоднозначные отзывы у покупателей.

5. Ford Edsel (1958–1960)

Главным объектом критики стала огромная овальная «пасть» радиатора, она напоминала женскую помаду или унитазную крышку, по словам современников. К тому же, машине не хватало элегантности — слишком много хрома, безвкусные декоративные детали.
Продажи Ford Edsel
Edsel оказался одним из самых провальных автомобилей Ford. Было продано всего 118 тысяч авто за три года, что для корпорации — катастрофически мало.
Сегодняшняя ситуация Ford Edsel
Сейчас Edsel весьма редок и интересен коллекционерам американской классики как эпический провал. На аукционах хорошо сохранившиеся экземпляры могут стоить от 30 до 80 тысяч долларов, в зависимости от модели и состояния.
Модификации Ford Edsel
Ford пытался исправить ошибки на второй год выпуска: уменьшили хром и изменили форму бампера и радиатора, но это не спасло ситуацию. Даже с обновлениями продажи в 1959 году едва превысили 44 тысячи машин, что было намного ниже ожиданий компании.

6. Dodge Caliber (2006–2012)

Почти вертикальная передняя часть в сочетании с высоким капотом, низкими окнами и широким кузовом сделали дизайн топорным. Многим казалось, что пропорции нарушены: машина выглядела слишком тяжелой и неуклюжей.
Продажи Dodge Caliber
На старте Caliber продавался хорошо, особенно в США. Благодаря низкой цене и необычному формату около 400 тысяч машин было реализовано. Но потом спрос резко пошел на спад из-за критики за внешний вид и качество.
Сегодняшняя ситуация Dodge Caliber
Caliber можно встретить на вторичном рынке, стоит недорого, спрос невысокий. Например, в 2024 году средняя цена подержанного Dodge Caliber в России составляет около 500–700 тысяч рублей, а объявления часто задерживаются по нескольку месяцев.
Модификации Dodge Caliber
Были «спортивные» версии SRT4 с большими бамперами и спойлерами, но даже они не сделали автомобиль красавцем. При этом SRT4 отличался 2,4-литровым турбомотором мощностью 285 л.с., что делало его самым быстрым Caliber в линейке.
7. Cadillac Cimarron (1981–1988)

Cimarron был откровенным «ребрендингом» обычного седана Chevrolet Cavalier, но Cadillac не добавил ни роскошных линий, ни фирменных черт марки. Все выглядело слишком просто, неуникально для «Кадиллака», что вызвало насмешки у публики.
Продажи Cadillac Cimarron
Спрос на Cimarron был крайне низким — за восемь лет сделали менее 130 тысяч машин. В 1982 году, в первый год продаж, дилерам удалось реализовать всего около 25 тысяч автомобилей вместо запланированных 75 тысяч.
Сегодняшняя ситуация Cadillac Cimarron
Cimarron практически исчез с дорог, интересен только фанатам марки как «анти-икона». На вторичном рынке сейчас можно найти единичные экземпляры по цене от 3 до 7 тысяч долларов, зачастую в плачевном состоянии.
Модификации Cadillac Cimarron
Значимых попыток улучшить дизайн не было. Cadillac ограничился изменением цвета и отделки салона, но внешне автомобиль остался прежним.

Таблица страшных автомобилей из Америки
|
Модель |
Годы выпуска |
Продажи (шт.) |
Основные претензии к дизайну |
Текущий статус |
|
Pontiac Aztek |
2001–2005 |
~120 000 |
Перегруженный, угловатый, несочетающиеся элементы |
Встречается редко, интересен фанатам и коллекционерам |
|
Chevrolet SSR |
2003–2006 |
~24 000 |
Неуклюжие пропорции, смесь родстера и пикапа |
Стал коллекционной машиной |
|
AMC Pacer |
1975–1980 |
~280 000 |
Выпуклый, «аквариумный» профиль |
Почти исчез, встречается у коллекционеров |
|
Chrysler PT Cruiser |
2000–2010 |
>1 000 000 |
Раздутый ретро-дизайн, непропорциональный силуэт |
Часто встречается, дешёвый на вторичке |
|
Ford Edsel |
1958–1960 |
~118 000 |
Радиатор в форме «помады/унитаза», избыточный хром |
Коллекционная редкость, «эпический провал» |
|
Dodge Caliber |
2006–2012 |
~400 000 |
Топорный, грузный, нарушенные пропорции |
Недорогой, спрос слабый |
|
Cadillac Cimarron |
1981–1988 |
<130 000 |
Простая внешность, «ребрендинг» Cavalier без узнаваемости бренда |
Почти исчез, интересен фанатам марки |
Общие выводы
Американский автопром не раз становился ареной дизайнерских экспериментов. Некоторые модели — как Aztek, Edsel или Cimarron — стали нарицательными примерами провалов. Они напоминают: даже именитые бренды ошибаются, если забывают о чувстве меры, вкусе и ожиданиях своей аудитории.
"Все изображения используются в информационных целях. Права принадлежат их владельцам."




