По расчетам «Автостата», за период с 2022 года по ноябрь 2025-го по схемам альтернативного импорта в страну ввезли больше полумиллиона новых легковых машин (точнее, 586 тыс.). Глава агентства Сергей Целиков отмечает, что пик такой схемы поставок уже пройден.
За четыре года наибольший объем пришелся на 2023-й: тогда на российский рынок попало примерно 225,5 тыс. автомобилей. В 2024 году под альтернативным импортом оформили около 181 тыс. машин, а за первые одиннадцать месяцев 2025-го было ввезено еще почти 144 тыс. единиц.
Лидером среди марок, которые привозили по параллельным каналам, остается Toyota: на нее приходится доля чуть выше 13 % всех поставок. Около десятой части рынка занимает Geely. Существенные объемы также пришлись на Changan и Lixiang – у каждой марки порядка восьми процентов. Премиальные BMW и Mercedes-Benz в сумме дают немногим более десятой части альтернативного импорта, а Volkswagen, Kia, Mitsubishi и Mazda имеют по несколько процентов каждая.
Самой массовой моделью стала Geely Monjaro: в Россию ввезли около 41 тыс. таких кроссоверов, минуя официального дистрибьютора. В пятерку популярных автомобилей также входят Lixiang L7 (порядка 19,6 тыс. штук), Toyota Camry (примерно 19,3 тыс.), Toyota RAV4 (около 18,8 тыс.) и Lixiang L9 (чуть более 14 тыс. экземпляров).
По словам Сергея Целикова, после изменения правил утильсбора в 2026 году объемы параллельного импорта заметно уменьшатся, а основную часть таких поставок начнут составлять менее мощные автомобили. Но полностью эта схема не исчезнет: часть покупателей, как ожидается, продолжит искать машины, недоступные среди официально представленных российских и китайских брендов.



