Идея обязать таксопарки пересесть исключительно на машины российского производства пока не продвинулась дальше. Как стало известно «Известиям», законопроект, принятый в первом чтении ещё в январе, вызвал волну критики — и не только со стороны водителей и бизнеса. Замечания к нему направили ФСБ, РСПП, «Деловая Россия», Минпромторг и другие. В государственно-правовом управлении администрации президента РФ считают: документ требует серьёзной доработки и обсуждения с профильными ведомствами. Иначе — последствий не избежать.
Кому выгодно — и за чей счёт?
В нынешней редакции закон обязывает перевозчиков с 1 октября 2025 года использовать только те автомобили, которые считаются «отечественными» по системе баллов. Цель — поддержать автопром, создать рабочие места, усилить экономику. Такую позицию, в частности, озвучивал спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Но поддержка производителей — это одно, а интересы сотен тысяч водителей и пассажиров — совсем другое. Инициаторы прямо указали: закон в существующем виде явно перекошен в сторону автозаводов. А как же таксисты? А клиенты?
Минусы для водителей: массовый исход и рост цен
По данным Общероссийского объединения пассажиров, новая норма может просто выдавить с рынка до 70% водителей. Особенно — самозанятых. Сегодня их около полумиллиона, и многие работают на личных, преимущественно иномарках. Повысится стоимость поездок, снизится доступность услуги, возможен уход части перевозчиков «в тень».
Юристы: а это вообще законно?
Звучит резонный вопрос: не нарушает ли законопроект основ правового государства? По мнению юриста Яны Осиповой, директора «Легал Линк» и члена Ассоциации юристов России, да — нарушает. Она считает, что это дискриминационная норма, ограничивающая предпринимателей в выборе транспортных средств и противоречащая Конституции.
Каждый вправе использовать своё имущество и заниматься бизнесом без принудительных ограничений, напоминает Осипова. А если принять закон, добавляет она, цены на нужные автомобили вырастут, выбор сократится, и многие уйдут в нелегал.
Мнение представителей силовых ведомств
Свои возражения выразили и силовые ведомства. Их насторожило предложение создать специальную информационную систему, куда будут вноситься модели машин, допущенные к работе в такси. В ГПУ считают: это избыточно, достаточно утвердить обычный перечень. Зачем усложнять?
Бизнес тоже просит не спешить
В РСПП на недавнем круглом столе высказывались резко. Там уверены: такие реформы нельзя проводить наскоком. Александр Шохин предложил отложить вступление закона до 2026 года и внедрять его постепенно, с учётом позиций всех участников рынка.
Мнение профсоюзов таксистов — аналогичное. Николай Кодолов, лидер профсоюза «Добро», заявил: отечественные автомобили пока не соответствуют требованиям таксомоторного парка. Необходимо создать новый продукт.
«На это уйдет минимум 5–8 лет и еще нужно успеть за всем остальным миром, чтобы не произвести автомобиль отстающий от лидеров мирового автопрома», — говорит он. А пока вместо национального автопарка мы рискуем получить дефицит и завышенные цены.
Есть альтернатива: не запрет, а стимул
Ирина Зарипова из Общественного совета по развитию такси напоминает: в большинстве стран никто не запрещает использовать иномарки. Главное — безопасность, техническое состояние и экологичность. Поддержка своего автопрома там строится на субсидиях и налоговых льготах, а не на запретах. Пока в России нет достаточного количества машин, особенно бизнес-класса, чтобы покрыть весь сегмент такси, подчеркнула Зарипова.
В сервисе «Максим» также считают, что жёсткие ограничения приведут не к технологическому суверенитету, а к оттоку водителей и проблемам с обновлением автопарков. Лизинг, как основной инструмент обновления, доступен в основном юрлицам — а значит, самозанятые, на которых держится рынок, останутся за бортом.
Если реформу примут в текущем виде, поездки на такси могут превратиться из повседневной услуги в редкую и дорогую роскошь. А значит, самое время задуматься: может, пора пересесть за руль самому? В FAVORIT MOTORS помогут подобрать надёжный, комфортный и выгодный вариант — под ваши задачи и бюджет.