Штрафы для грузовых автомобилей в 2025 году: что запрещено, как избежать штрафов и адаптироваться к новым реалиям?

15.05.2025
3 мин.
Коптевская, 71 Москва +7 (495) 445-57-50
Контент
Автолюбители всегда держат руку на пульсе, особенно в вопросах правил дорожного движения. Нововведения, ужесточение контроля, внедрение современных технологий – всё это требует постоянной адаптации и внимательного отношения к деталям. В 2025 году правила уже менялись не раз, теперь изменения коснулись и водителей грузового транспорта. Незнание закона, конечно, не освобождает от ответственности, а штрафы для грузового транспорта могут быть весьма ощутимыми, ставя под угрозу рентабельность бизнеса.

В этой статье мы подробно разберем новые запреты, расскажем, как избежать наказаний и посоветуем наиболее легкие пути адаптации к новым правилам. 

Ключевые области контроля и вероятные штрафы: полный спектр рисков

Государственный контроль за грузовым транспортом охватывает широкий спектр областей, и нарушения в любой из них могут повлечь за собой штрафы. Чтобы не стать нарушителем, необходимо понимать, какие именно аспекты подлежат пристальному вниманию контролирующих органов:


Превышение габаритов и веса.

Самое распространенное и одно из самых дорогих нарушений. Важно задумываться о том, насколько важно не допускать перегруза на дорогах. Именно поэтому с каждым годом наказания для “перевесов” ужесточаются всё больше – за этими правилами стоит безопасность всех участников дорожного движения. 


Техническое состояние автомобиля.

Грузовой автомобиль должен быть не только исправным, но и соответствовать экологическим нормам. Любые неисправности, угрожающие безопасности участников дорожного движения или окружающей среды, недопустимы. 


Правила дорожного движения.

В равной степени важный пункт для всех автолюбителей. Водители грузовиков обязаны соблюдать все общие правила дорожного движения, а также учитывать специальные ограничения, установленные для грузового транспорта. Соблюдение правил дорожного движения действительно может сохранить жизнь и здоровье водителя, пассажира или прохожего. 


Перевозка опасных грузов

Перевозка опасных грузов – это зона повышенной ответственности, требующая соблюдения строжайших правил и инструкций.


Экологические требования

В городах активно внедряются экологические зоны, куда запрещен въезд грузовикам с низким экологическим классом (ниже Евро-5). 

Причем с 2025 года штраф за перегруз увеличился вдвое, а размер скидок при оплате в льготный период снизился до 25% вместо 50% (хотя и период возможности льготной оплаты стал больше).


Таблица штрафов для грузовых автомобилей

Нарушение Суть
нарушения
Размер штрафа
в 2025 году
Примечание
Перегруз / превышение габаритов Превышение массы ТС
Превышение нагрузки на ось
Нарушение знаков по массе без спецразрешения
До 375 000 ₽ за превышение на 10–20%
До 600 000 ₽ для юрлиц
Скидка на оплату штрафа в льготный период — 25% (ранее 50%)
Нарушение ПДД Проезд под запрещающий знак
Нарушение разметки
7 500 ₽ (ранее 5 000 ₽)
10 000 ₽ — за повторное нарушение
В Москве и СПб штраф — до 7 500 ₽
Режим труда и отдыха Превышение допустимого времени за рулём
Отсутствие перерывов
До 10 000 ₽ — водитель
Больше — для работодателя и ответственного лица
Контролируется тахографами
Проверяется ГИБДД, Ространснадзором, Трудовой инспекцией
Техническое состояние ТС Неисправности тормозов, рулевого управления, фар, шин
Нарушение экологических требований
От 500 ₽ до десятков тысяч ₽ При серьёзных неисправностях — запрет на эксплуатацию
Экологические нарушения Низкий экологический класс (ниже Евро-5)
Въезд в эко-зону
2 000 ₽ — за эксплуатацию машины с низким экоклассом
1 000–5 000 ₽ — за въезд в зелёную зону
С 2024 года штраф увеличен с 500 до 2 000 ₽

За что штрафуют? Сколько стоит? 


Самые частые и «дорогие» нарушения у водителей грузовиков связаны с перегрузом и превышением габаритов. Даже незначительное превышение может привести к серьёзным штрафам — вплоть до 600 000 рублей для юридических лиц. Контроль осуществляется через стационарные и мобильные весовые комплексы, а также визуально — инспекторами.

1. Превышение массы и габаритов: главные штрафы для грузовиков. 

Какие могут быть нарушения: 

  • превышение веса фуры или габаритов груза;

  • превышение допустимой нагрузки на оси грузового автомобиля;

  • нарушение требований знаков о допустимой массе при отсутствии спецразрешения.

Для фиксации подобного рода нарушений существуют пункты весогабаритного контроля, на которых установлены весы и измерительные датчики. Эти пункты могут быть как передвижными, так и стационарными, поэтому надеяться на незаметный проезд нельзя. Также сотрудники ГАИ смогут определить явный перегруз на глазок – автомобиль будет кренить, управление станет более тяжелым. 

С 2025 года штраф за перегруз увеличился вдвое, а размер скидок при оплате в льготный период снизился до 25%, вместо 50% (хотя и период возможности льготной оплаты стал длиннее). Например, штраф за превышение нагрузки на ось на 10-20% при отсутствии специального разрешение на перевозку вырос до 375 тысяч рублей (вместо 250 – в прошлом году). Максимальный штраф за перегруз для компании-грузоперевозчика составит 600 тысяч рублей. 

2. Нарушение ПДД. 

Водители грузовиков, нарушившие правила разметки или проехавшие под запрещающий знак, теперь должны будут отдать 7500 рублей (вместо 5 000 рублей). За фиксацию повторного нарушения – штраф уже 10 000 рублей. 

Если водитель грузовика проедет под запрещающий движение грузовым автомобилям знак, ему придется уже в 10 раз больше, чем в прошлом году – 5 000 тысяч рублей. То же нарушение в Москве и Санкт-Петербурге будет стоит 7 500 тысяч.

По мнению чиновников, это помешает водителям грузовиков “срезать” дорогу по многополосным магистралям, что многократно повысит уровень безопасности. 

3. Нарушение режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха устанавливается индивидуально в соответствии с желаемым графиком водителя. Но при этом правила дорожного движения и трудовой кодекс регламентируют допустимые значения времени, проводимого за рулем.

Например, водители грузовых авто должны находиться за рулем (то есть в режиме труда) не более 9 часов за одну смену. Увеличение трудового дня до 10 часов допустимо только два раза в неделю. При этом во время, проведенное на смене, засчитываются и остановки на погрузки или разгрузки автомобиля и любые незапланированные остановки. Время на обеденный перерыв не входит в “режим труда”. 

Контролировать соблюдение трудовой дисциплины помогают тахографы, которые в автоматическом режиме фиксируют время вождения, перерывы и периоды отдыха. Данные тахографа должны регулярно проверяться работодателем. Также за дисциплиной следят сотрудники ГАИ, Ространснадзора и Федеральной службы по труду и занятости. 

Штраф за нарушение режима труда и отдыха полагается как на водителя, так и на работодателя и на ответственное лицо. При этом работодатель заплатит больше водителя.

4. Техническое состояние автомобиля. 

Разумеется, машина на дороге должна быть исправной – это залог безопасной поездки для всех участников дорожного движения.
Штрафы за ненадлежащее состояние машины на дороге могут варьироваться: от 500 рублей до десятков тысяч, всё зависит от характера неисправности. В случае серьезной поломки автомобиля его использование запрещается до устранения неполадки.
Особое внимание в вопросе технического состояния уделяется тормозной системе, рулевому управлению, исправности световых приборов и шин. 

5. Нарушение экологических норм. 

Особое внимание на дорогах всего мира уделяется экологии. К грузовым автомобилям требования строже, чем к легковым. Обычно класс экологичности автомобиля зависит от качества фильтрации двигателя: чем выше экологический стандарт, тем чище выхлопы. Сейчас допустимыми являются стандарты, начиная с Евро-5. Но на дорогах по прежнему сотни машин, стандарт которых не превышает Евро-2 (это как правило старые машины, которые все еще эксплуатируются). Автомобили с низким классом экологичности подвержены санкциям на въезд в определенные эко-зоны, чтобы не загрязнять там воздух.
Еще в 2024 году штраф за использование машины с низким экологическим классом составлял всего 500 рублей. Сейчас он вырос до 2 000 рублей.
Въезд в “зеленую зону” на машине с низким эко-классом составляет от 1 000 до 5 000 рублей.


Как избежать штрафов в 2025 году? 

Избегать штрафов, конечно, в первую очередь поможет бережное и ответственное отношение к своему делу. Следовать установленным правилам дорожного движения, проверять исправность автомобиля перед отправкой и знать, за что может прийти штраф – казалось бы, наиболее простой совет для водителя грузового автомобиля (и любого другого авто). Но есть несколько простых шагов, которые практически помогут вам избежать проблем и потери денег. 

Тщательно изучите законодательство.

  • Подписка на новостные рассылки. Чтение подобных гайдов каждый месяц, банальный просмотр новостей (где обязательно сообщат о всех нововведениях в области ПДД) значительно облегчат вам жизнь на дороге. 

  • Соблюдайте установленные в вашем регионе габаритно-весовые нормы. А перед отправкой в другой город – изучите нормы, которые установлены там. 

  • Чаще общайтесь с работодателем или заказчиком. Он должен предупреждать вас об особенностях правил в том или ином регионе. Если вы сами являетесь работодателем, то чаще общайтесь со своими коллегами-водителями, они укажут на слабые места и расскажут о возможных проблемах. 

  • Поддерживайте автомобиль в хорошем состоянии, для этого достаточно соблюдать график ТО, а также проверять машину перед поездкой (особенно длительной) на предмет необычных звуков или запахов. Особенно обращайте внимание на давление в шинах – от этого часто зависит качество езды вашего автомобиля.

  • Не бойтесь обращаться к современным технологиям. Сейчас существует множество средств мониторинга контроля транспорта, как для проверки технического состояния, так и для контроля водителя и поездки. Даже привычный видеорегистратор в спорной ситуации сможет выручить, если он зафиксирует факт нарушения ПДД (или напротив – его ненарушения). 

Регулярно проходите обучение для водителей, или обменивайтесь опытом с коллегами – это поможет вам быть в курсе любых нововведений как в области законодательства, так и в области технических новшеств. 

Вывод

Мир грузоперевозок постоянно меняется, и чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно постоянно адаптироваться к новым условиям. Работодателям стоит уделить особое внимание в инвестиции в обучение персонала, а водителям – не бояться привлечения новых технологий и ужесточения правил. Ведь любые законы пишутся, чтобы обезопасить тех, кто должен их соблюдать. И помните, что соблюдение банальных (и не очень) правил – важно не ради экономии денег и избежания штрафов, а потому что они делают пребывание всех участников движения на дороге комфортным и эффективным. 



Покупка автомобиля — это ответственное решение, особенно когда речь идёт о коммерческом транспорте. Чтобы избежать лишних расходов и недоразумений, важно заранее разобраться в порядке оформления, перечне документов и возможных рисках. Специалисты FAVORIT MOTORS готовы проконсультировать вас на каждом этапе — от подбора подходящей модели до безопасного оформления сделки.

Успешно добавлено в избранное
Перейти
Автомобиль добавлен в сравнение
Перейти