Renault: от танков до электрокаров — история французского бренда, покорившего Россию

04.08.2025
3 мин.
Коптевская, 71 Москва +7 (495) 445-57-50
Контент
История компании Renault началась даже не в прошлом, а в позапрошлом веке. И еще не собирается заканчиваться.

Автомобиль из сарая

Луи Рено был младшим наследником успешного торговца галантереей и дамскими товарами. Но продажа пуговиц и кружев его не интересовал. Его главным увлечением стала техника. В 11 лет мальчик самостоятельно обустроил себе мастерскую в сарае: там имелись кислотный аккумулятор и электролампа. 

Луи увлекся конструкцией паровых машин. Пытаясь понять, как пар порождает движение, он познакомился с кочегаром и катался с ним на паровозе. А в 13 лет стал подмастерьем сборщика паровых машин Леона Серполле. В то время легковые паровые авто создавались исключительно как предметы роскоши.

Луи Рено подошло бы учиться в технической школе — но на экзаменах в нее он провалился. И, как все неудачливые абитуриенты, отправился в армию. Со службы он вернулся на паровом автомобиле фирмы De Dion-Bouton. На тот момент это была крутейшая тачка — в 1894 году она выиграла автопробег Париж-Руан, причем у моделей с бензиновым двигателем! Выжимала целых 17 км/ч!

Но Рено посчитал конструкцию несовершенной и решил ее модернизировать. После успешной доработки чужой модели решился и на создание собственной. Конструировал он ее в своем сарае. 

В 1898 году 22-летний Луи уже мог представить миру свою первую модель легковой автомашины — Voiturette Type A. Первую в мире модель авто с карданным валом, передающим усилие на заднюю ось. Луи снабдил автомобиль четырехтактным ДВС, запатентованной трансмиссией с прямым приводом и полноценным рулевым колесом. 

Луи продемонстрировал свою модель — и сразу получил целых 12 заказов на нее. Правда, заказывали знакомые семьи, но это безусловно вдохновило его на дальнейшие разработки. Друг главы семьи протестировал первый автомобиль Renault Voiturette — и купил его.

Рождение бренда

Уже 25.02.1899 Луи и двое его старших братьев — Фернан и Марсель — основывают собственную компанию Societe Renault Freres. Луи чрезвычайно повезло, что братья, вообще-то занятые в семейном бизнесе, поверили в его успех. Один он вряд ли потянул бы компанию — ему нужно было работать над новыми моделями. 

Очень кстати старший Фернан взял на себя обязанности администратора, а средний Марсель занялся маркетингом. Именно Фернан положил начало коммерческой сети Renault и приложил руку к созданию первых дочерних компаний — в Италии, Испании, Германии, Великобритании, Бельгии и США.

Еще до регистрации собственной фирмы Луи собрал вторую свою модель — Type B. Это была первая в истории легковушка с закрытым кузовом. Осенью 1899 года появился и Type C. Поспешность себя оправдала: планировалась Всемирная выставка в Париже — грандиозное мероприятие. Следовало представить на нее что-то — это гарантировало известность и заказы. В апреле 1900 года, в рамках выставки, Луи представил на автосалоне в Венсане Type C. 

Первые спорткары, первая трагедия

Легковые авто набирали популярность — а лучшим способом показать их в деле стал автоспорт. В первой своей гонке Париж — Трувиль Луи и Марсель Рено участвовали в августе 1899. И выиграли Кубок водителей-любителей. Оказалось, у их машины нет серьезных соперников в категории voiturettes (авто до 400 кг). В гонке во время летних Олимпийских игр (они проводились в рамках Всемирной выставки) Марселю не удалось финишировать, но тандем братьев все же завоевал приз в 4000 франков и две медали — золотую и серебряную.

Марсель продолжал участвовать в гонках и победил весной 1902 года на трассе Париж — Вена на новом авто — Renault Type K. Но гонка 1903 года Париж — Мадрид стала для него последней.

Марсель со своим механиком Рене Вотье участвовали в ней на «Рено» мощностью 40 л. с. Они проезжали Пейре возле Пуатье на скорости более 100 км/ч, пытаясь обогнать едущего впереди гонщика. Из-за огромного облака пыли они не заметили поворота. Авто вылетело с дороги в кювет и перевернулось.

 Оба гонщика серьезно травмировались. Рене Вотье получил несколько переломов и выжил. Марселя с переломом позвоночника зрители доставили на ближайшую ферму — там он впал в кому и умер через 48 часов.

Финиш был в Бордо, но финишировали не все — многие также попали в аварии. Луи Рено, также участник гонки, занял второе место. Но смерть брата потрясла его, и он завершил свою карьеру гонщика. За бренд стал выступать его механик Ференц Шиш — в 1906-м он выиграл первый гоночный Гран-при на Renault AK 90CV.

Спортивные победы братьев Рено и их автомобилей обеспечили отличный пиар компании. Стоимость их машин достигала 3000 золотых франков — это зарплата французского рабочего за 10 лет!

Взлет компании

Уже с 1903 года Renault организовала производство собственных двигателей. В 1905-м Луи начал внедрять первые технологии массового производства. До этого создание автомобилей не было автоматизированным — именно поэтому они считались дорогостоящими предметами роскоши.

В 1906 году Фернан оставил работу в компании. Состояние его здоровья ухудшилось, пришлось отправиться на пенсию в 42 года. 

К 1907-му компания стала фактическим монополистом в производстве авто для такси — таксисты ездили по улицам Парижа и Лондона преимущественно на «Рено». В 1907-1908 это был самый продаваемый зарубежный бренд автомобилей в Нью-Йорке. В 1908-м Renault выпустила 3575 машин и заняла топовую позицию как крупнейший автопроизводитель Франции.

В 1909 умер Фернан Рено. Луи остался один, компанию пришлось переименовать — ведь обоих его братьев уже не было в живых. Она стала просто Автомобильной компанией «Рено» (Societe des Automobiles Renault). В 1911 Луи отправил представителей компании в США, на завод Генри Форда — изучить систему производства, чтобы оптимизировать собственную.

«Рено» доехал до России

И случилось это более 100 лет назад! В нашей стране машины Renault продавались первым официальным дилером — Петром Фрезе.

Этот гражданин был выдающимся инженером, одним из создателем первых отечественных автомобилей и акционерного общества. Его АО продавало французские машины и создавало свои — на базе тех же агрегатов. 

В 1913 году автопарк царя Николая II включал в себя пять его любимых моделей «Рено»! Когда началась Первая мировая, русские солдаты поехали на передовую на грузовиках французской фирмы. В 1916 году было создано АО «Русский Рено», оно построило автозаводы в Петрограде и Рыбинске.

Через год случился Октябрьский переворот. Ирония истории: вместо царя на Renault стал ездить вождь пролетарской революции В. И. Ленин. Но предприятия «Рено», как и все прочие, ожидала национализация — передача в руки народа. На пользу заводам это не пошло — они прекратили свое существование. В 1930-е оставшиеся в России автомобили «Рено» использовались в Москве как машины такси.

«Спаситель Франции» — производитель танков

Во время Первой мировой компании Renault пришлось работать на нужды фронта. Она начала выпускать армейские грузовики и даже танки. В 1917-м Луи Рено разработал собственную модель танка — F-17. Она оказалась чрезвычайно удачной — легкой, маневренной и эффективной в бою. С вращающейся башней и компоновкой, позже признанной классической — впереди отделение управления, по центру — боевое, сзади — моторное. Внутри размещалось 2 бойца. 

Историки и военные эксперты считают, что вклад компании «Рено» в изменения ситуации на Западном фронте нельзя недооценивать. Именно тогда французы прозвали владельца фирмы Renault «Спасителем Франции». Уже в 1918 году компания выпустила более 3000 танков Renault FT. Некоторые из них были захвачены Красной Армией в 1919-м — и пригодились в нашей стране как основа для строительства наших танков.

Испорченная репутация

После Первой мировой «Рено» снова начала выпускать автомобили — модели представительского класса. Так продолжалось до Берлинского автосалона в 1939 году. В воздухе уже отчетливо пахло новой войной. На одной из выставок автосалона Луи Рено познакомился с лидером немецкой партии NSDAP Адольфом Гитлером.

Тот с видом пророка посоветовал французу выпускать не представительские авто, а общедоступные малолитражки. Как говорил сам Луи, после новой войны Франция сильно обеднеет — людям потребуются дешевые машины.

Он считал, что и сам он, и его предприятие успешно переживут и новую войну. Но все пошло не так, как он планировал. 

Заводы компании снова перешли на производство военной техники. На поля Второй мировой опять поехали танки Renault FT— с пушечным и пулеметным вооружением, в разных модификациях. Но в этот раз спасти Францию не удалось — уже в 1940-м она капитулировала. 

Луи Рено пришлось договариваться с Гитлером, чтобы сохранить свое автомобильное производство. Было заключено соглашение о поставках продукции Renault немецкой армии. И это решение стало фатальным для производства «Рено».

В 1944 году над Францией полетели самолеты союзников. Они нещадно бомбили автомобильные заводы, снабжавшие нацистов. В августе того же года Луи оказался под арестом как пособник врагов. 

Генералу Шарлю де Голлю было не до разбирательств с промышленником с испорченной репутацией. Луи поместили в тюрьму, где он прожил буквально 2 месяца. В октябре 1944 года неизвестные (заключенные? надзиратели?) пробили ему голову. 24.10.1944 Луи Рено скончался в тюремном госпитале, не дожив до суда. 

Его родня получила небольшую компенсацию. Заводы компании были национализированы. 

Renault без Рено

По завершении Второй мировой национализированный концерн пришлось возрождать — к счастью, не совсем с нуля. В производство пошла сконструированная Луи малолитражка Renault с движком 4CV. В 1947-м она поступила в продажу во Франции.

На ее основе создали новую модель — седан Renault Fregate. Она вышла в 1951-м и к 1955-му била рекорды по продажам. Затем сдала позиции — повлияла конкуренция с   

Citroen.

Затем с конвейера сошли успешные модели Renault 4 и 8. В 1970-х компания производила более 1 миллиона единиц ТС. В 1981 вышел отличный Renault 9, в середине 1980-х — не менее удачный минивэн Espace. Уже в 1990-х был выпущен авто супермини с продвинутой начинкой — электронный впрыск топлива, цифровой индикатор. Это был Renault Clio.

В 1999 французский концерн начал сотрудничать с японским Nissan, в 2002-м концерны слились. В 2016-м Nissan стал самым крупным акционером концерна Mitsubishi — так возник Renault–Nissan–Mitsubishi Alliance. Сегодня у этого мощного альянса 5 дочерних компаний — в Японии, Франции, Китае, Корее и Румынии.

С 2001 по 2023 год Renault выпустила почти 3 десятка новых моделей. Среди них — не менее 5 гибридов и 3 электрокара. Модель Zoe стала одним из самых популярных электрокаров Европы. 

В разработке находится новая концепция авто как элемента «умного дома». Инженеры Renault планируют выпустить такой электрокар к 2030 году. А пока в мае 2024 сошел с конвейера компактный гибридный кроссовер Renault Symbioz.

«Рено» снова в России

После Второй мировой советский автопром решил идти по собственному пути. Но, видимо, ушел не так далеко, как планировалось — в начале 1960-х Москва снова начала сотрудничать с французским концерном. В 1970-м власти СССР заключили с французами соглашение — предстояло вместе развивать автопром. Французы помогли модернизировать завод «Москвич» и создать предприятие КамАЗ. 

В начале 1980-х примерно ¼  авто в Советском Союзе создавалась на основе Renault.

В 1992-1993 годах состоялось открытие первого офиса «Рено» в нашей стране. В 1998-м французы заключили со столичными властями соглашение об организации совместного предприятия. Его назвали странным словом «Автофрамос», склеив это название из «автомобиля», «Франции» и «Москвы».

Уже в 1999-м в цеху АЗЛК выпускались модели «Рено» — конкретно Megane, 19 и Clio Symbol.

В 2005 открылся завод полного цикла, он стал производить популярную бюджетную модель Renault Logan. С 2010 выпускался хетчбэк Sandero, c 2011 — кроссовер Duster. С 2014-го предприятие стало называться «Рено Россия», с этого же года французский концерн приобрел 50% акций «АвтоВАЗа». В результате появились автомобили LADA — на базе Logan создали модели Granta и Largus. 

Что сегодня «АвтоВАЗом» — всем известно. А французская компания в 2022 году ушла из России, передав активы государству. Предприятие «Рено Россия» принадлежит теперь нашей столице, а акции «АвтоВАЗа» — ФГУП «НАМИ», государственному научному центру по проектированию, разработке и тестированию автотехники. Уход из нашей страны стал сильным ударом и для «Рено» — в августе 2022 компания подсчитала убытки из-за ухода и насчитала 2,3 млрд евро.

10 интересных фактов о Renault

История любого автопроизводителя содержит необычные факты. В истории «Рено» их тоже достаточно.

1. Высокая цена за отказ от семейного бизнеса

Старшие братья основателя Renault — Фернан и Марсель — прекратили заниматься семейным бизнесом (галантереей и дамскими аксессуарами). И сделали ставку на стартап младшего брата Луи, открыв вместе с ним новую компанию.  

Ей-то это пошло на пользу. Но решение братьев стоило жизни одному из них — погибшему на автогонках Марселю.

2. Война с передним приводом

Луи Рено, создавший революционный для своего времени автомобиль, свирепо восстал против чужой инновации. Он и так-то отличался невыносимым характером — в свое время журнал Time назвал его «маленьким Наполеоном автомобильной империи».

Принимая на работу конструктора Андре Лефевра, Луи страшно разгневался, когда услышал от него: передний привод — это весьма перспективно!

Луи назвал слова Лефевра болтовней и бредом, а затем вытолкал из приемной. Инженер нашел работу у конкурента — Citroen, где стал создателем Traction Avant, первого массового переднеприводного авто. 

Видел бы сейчас Луи модельный ряд Renault… 

3. Почти консерватор

Все инновации в автомобилях «Рено» — от серийных хетчбэков до бесключевого управления — появились после смерти создателя компании. Луи действительно настороженно относился к внедрению новинок.

4. Пассажир «Титаника»

На знаменитом лайнере путешествовал роскошный и совершенно новый, выпущенный в том же 1912 году, автомобиль Renault Type CB Coupe de Ville, принадлежавший Уильяму Картеру из Пенсильвании. Он увидел авто в Европе, влюбился в него, купил и повез домой. 

Авто затонуло вместе с лайнером, а вот его владелец с семьей выжили и даже получили по страховке $ 5000! А в фильме Джеймса Кэмерона снялась копия французского авто — ее построили на базе Ford T.

5. Трансформации логотипа

Сегодня ромбик «Рено», символическое изображение бриллианта, намекающее на высочайшее качество продукции, известен всем. Но он появился только в 1925-м! Изначально лого фирмы было круглым медальоном с названием бренда и двумя прорезями — верхней и нижней. Эта своеобразная решетка ставилась на первые модели впереди клаксона. Прорези сделали, чтобы его было слышно. 

Когда Renault создала успешный танк, какое-то время лого украшало изображение F-17.

6. Версии танка

Многие специалисты по военной истории считают Renault FT важнейшей разработкой. Самым важным в истории танком, недорогим, массовым, эффективным. Он подсказал конструкторам пути дальнейшего развития бронетехники, серьезно повлиял на тактику военных действий. Производился он в разные годы в 10 модификациях.

На основе Renault FT были созданы американский M1917, итальянские Fiat 3000 и 3000B, советские «КС» и Т-18.

7. Неудобный факт

Ни в Volkswagen, ни в Renault не любят вспоминать историю бренда периода Второй мировой. Луи Рено, пусть и ради спасения своих заводов, все же был партнером правительства Виши и нацистов. Компания поставила в вермахт более 30 000 единиц военной техники.

8. Революция в Формуле-1

Сезон 1977 года всех насмешил: Renault впервые представила на гонки авто, оснащенное движком с турбонаддувом. Спорткар RS01 был желтого цвета и крайне капризного характера, что и вызвало насмешки. Но французы упрямо продолжали работать над ним. Насмешки стихли, когда в 1979 новинка завоевала Гран-при Франции. И все насмешники принялись разрабатывать свои турбомоторы.

9. Девочка-машина

В конце XX века во Франции состоялся интересный суд. Правозащитники воевали за права трехлетней девочки — они добивались, чтобы родители сменили ребенку имя! Малышку звали Меган. Казалось бы, что особенного?

Дело было в фамилии семьи. Рено — крайне распространенная французская фамилия! Правозащитники рассудили, что над девочкой-машиной ( Renault Megane) будут смеяться другие дети. Родители же крутили пальцем у виска… 

10. Российские знаменитые фэны «Рено»

Кроме царя Николая и вождя пролетарской революции, на машинах французской марки ездили два русских поэта. Владимир Маяковский купил в Париже серый седан Renault NN за 20 000 франков и даже написал о нем стихи. В них он предполагал, что советская общественность его осудит — купил бы что поскромнее! Велосипед там, мотоцикл… Но поэт горячо заверял: вдруг война и мобилизация — он сразу предоставит свой «Рено» революционному комиссару! 

Сам Маяковский за руль не садился, его возила возлюбленная — Лиля Брик (согласитесь, это лучше, чем комиссар...)

Светло-серый хэтчбек Renault 16 шестилетнего возраста стал первым иностранным авто Владимира Высоцкого — он был подарен ему Мариной Влади. Звездная пара поехала на нем в путешествие по Европе и продала его в Париже. Он был моментально куплен поклонником Влади.




Успешно добавлено в избранное
Перейти
Автомобиль добавлен в сравнение
Перейти