КНР давно стала мировым лидером по производству автомобилей, далеко обогнав по объемам выпуска своих преследователей. Полный рассказ об истории развития автомобильной промышленности Китая, учитывая количество предприятий-автопроизводителей и брендов, потянет на солидную книгу. Поэтому ограничимся краткой информацией о популярных в РФ марках. В нашем обзоре участвуют:
- Chery Automobile
- GAC Group
- Geely Automobile
- Baic Group
- Great Wall Motors
- Dongfeng Motor Corporation
История Chery Automobile
Фирма была основана в 1997 году в небольшом (всего-то 3 миллиона 700 тысяч жителей), по местным меркам, городке Уху. Инициатором создания нового производителя выступила городская мэрия, которая и по сей день контролирует предприятие. Так что Чери – организация государственная.
С производством машин поначалу не задалось – для этого необходимо было получить специальную лицензию. Вопрос решился только спустя четыре года. С самого начала продукция была ориентирована на экспорт – за границу уходит более половины выпущенных авто, и в течение десяти лет марка была лидеров по экспорту среди китайцев. Причем за границу уходит не только готовая продукция, но и машинокомплекты для сборочных предприятий.
Сегодня ежегодно производится около 1900 тысяч машин. С 2006 года Чери осваивает гибридные технологии, а в 2009 представила первый электромобиль. Фирма придерживается мультибрендовой стратегии: ей полностью или частично принадлежат известные в нашей стране марки: Kaiyi, Jetour, Jaecoo, Omoda, Exeed. Самые популярные в России представители компании – кроссоверы линейки Chery Tiggo.
GAC Group
Компания из города Гуаньчжоу – ровесник Чери. Входит в пятерку самых крупных производителей автомобильной техники в своей стране, выпускает легковые автомобили, внедорожники, грузовики, автобусы и даже мотоциклы. Компания государственная, контрольный пакет принадлежит Бюро по управлению государственными активами провинции Гуанчжоу.
Под собственными марками производится меньшая часть продукции. Большинство составляет выпуск машин Toyota, Honda, Mitsubishi и Fiat на совместных предприятиях. Интересно, что одна из дочек ГАК - Changfeng Motor, значительно старше «папы». Она была создана в самой середине 20 века.
В России GAC представлен скромно: в линейке пара кроссоверов и брутальный минивэн. Найдите его фотографию – разве не красавец!
Geely Automobile
Похоже, что 1997 стал стартовым для многих автомобилестроителей из Поднебесной. Джили начала свою деятельность именно тогда. А история головной фирмы началась на 9 лет раньше, причем с... холодильников. Потом были мотоциклы и скутеры, которые делают по сей день и лишь в девяносто седьмом владелец решил заняться автомобилями. Да, Джили организация частная, причем первая такая, среди китайских автомобилестроителей.
Дальше были традиционные проблемы с лицензией, выпуск первых транспортных средств, скупка профильных активов и бурное развитие. В прошлом году Джили произвела 2,8 миллиона машин, причем подавляющее большинство из них – электрические. Холдингу принадлежат марки Volvo, Линк и Ко, Livan, Zeekr, Lotus, Polestar, почти десятипроцентная доля Mercedes-Benz, развивается сотрудничество с Renault.
Символ Джили в России, конечно же кроссоверы различных классов. Хотя недавно к нам вернулся и седан с логотипом Geely. Сборка популярных моделей производителя из КНР налажена в Белоруссии, где компактный Coolray даже выпускают под собственным брендом БелДжи и поставляют к нам.
BAIC Group
Промышленный холдинг из Пекина (Beijing Automotive Industry Holding Co.) вроде бы не самый сильный игрок из Китая на российском рынке. Его модели (седан, три кроссовера и настоящий рамный внедорожник) в число лидеров продаж не входят. Но это если смотреть только по легковым авто. Грузовики под маркой Foton, напротив, имеют в России хорошие продажи, а это тоже BAIC. С этим логотипом выпускаются еще сельскохозяйственная техника и автобусы. Еще одно название у нас и вовсе не известно – Changhe, производитель микроавтобусов и внедорожников, как не известны имена легковушек Weiwang, Huansu и Bisu, тоже принадлежащие BAIC. В структуру холдинговой организации входят и два совместных предприятия: Beijing Hyundai и Beijing Benz, которые производят немецкие и корейские машины для внутреннего рынка. А еще холдинг занимается производством запасных частей и комплектующих, экспортными операциями, лизингом, каршерингом. И даже в авиационной отрасли засветился.
А начало всему этому промышленному, торговому и финансовому великолепию было положено в далеком 1953, когда в китайской столице открылась фабрика по выпуску запасных частей. Через несколько лет здесь стали выпускать армейские внедорожники под маркой BAW. Это были слегка переработанные советские ГАЗ-69. В РФ под брендом пекинского автозавода продаются коммерческие автомобили.
BAIC – компания государственная, одна из старейших в Китае, ведь BAW – второй по старшинству автопроизводитель в Поднебесной.
Great Wall Motors
История компании, которая специализируется на производстве внедорожников, началась почти 50 лет назад с небольшого кооператива по ремонту сельхозтехники. Позднее здесь стали понемногу собирать армейские джипы BAW, а потом и китайские модели. Проблемы с получением лицензии на производство заставили фирму заняться выпуском пикапов, которые не попадали под лицензирование. И уже первая модель принесла успех. Новый пикап на базе Toyota Hilux отличался низкой ценой и достойным, по тогдашним китайским меркам уровнем качества. Сегодня пикапы – важная составляющая производственной программы Великой Стены - именно так переводится на русский язык название Great Wall.
Успех сопутствовал и первому внедорожнику Hover, созданному по мотивам японского Исудзу, и кроссоверу Haval H6. Обе модели были хорошо известны в нашей стране, а Хавал, слегка перелицованный и сменивший название на М6 продается у нас по сей день.
Великой стене принадлежат бренды внедорожников и кроссоверов Great Wall, Haval, Wey, TANK и электромобилей ORA. Продукция компании хорошо известна и очень популярна в нашей стране, ее модели уверенно находятся в лидерах рейтинга продаж.
Скромный кооператив становится компанией еще в 1998 году, а спустя 5 лет размещает акции на Гонконгской бирже. Великая стена –акционерное общество, контрольный пакет акций принадлежит племяннику основателя фирмы.
Dongfeng Motor Corporation
Дунфэн или, по-русски, Восточный ветер - государственная корпорация – один из четырех крупнейших автопроизводителей Китая. Компания основана 55 лет назад в городе Ухань. Производство грузовиков стартовало с большой задержкой – спустя целых 6 лет. Долгие годы коммерческая техника доминировала в производственной программе, но со временем ситуация стала меняться и акцент сместился в сторону легковых авто.
Дунфен – крупный производитель автомобилей иностранных марок. Зарегистрированы совместные предприятия с Хондой, Ниссаном, Пежо-Ситроен. Также на СП производятся дизели Камминс для коммерческой техники.
В России легковые машины Dongfeng представлены очень слабо. В линейке всего пять моделей (в том числе и пикап) и продажи их невелики – в Москве увидеть авто этой марки можно не часто. Другое дело – грузовики различных классов, которые стали обычными на наших дорогах.
Восточному ветру принадлежит бренд гибридов и электромобилей Воя, которые, в отличие от многих электрифицированных конкурентов, поставляются к нам официально.
... и многие другие
На этом список крупных китайских автопроизводителей не заканчивается. Мы не рассказали о FAW Group – старейшем производителе авто в Китае. Имя ФАВ – аббревиатура от английского Первый Автомобильный Завод. За бортом остался Changan – еще один представитель «большой четверки», ведущий свою историю с середины 19 века, от предприятия по производству оружия. За рамками краткого повествования осталась и SAIC Motor – самый большой автопроизводитель Поднебесной, продукция которого у нас почти не известна. Ни слова не сказано о BYD – крупном производители электромобилей и тяговых батарей, чьи ранние модели с бензиновыми моторами когда-то продавались и в России. Наверно придется возвращаться к теме еще раз.